Пыльная буря
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пыльная быль» — дебютный студийный альбом российской рок-группы « Сплин ». Рабочее название — «Репетиции на сердце». Первоначально был записан на аудиокассету «в студии одного из театров, по ночам, в атмосфере строжайшей секретности» (как было написано во вкладыше к альбому).
Альбом оказался неожиданно популярным и быстро распространился по всему Санкт-Петербургу необычайно крупным для дебюта тиражом в 10 000 экземпляров.
Издавался четыре раза различными лейблами: 1994 (Frost Records), 1997 (Sound Product), 2002 (Мистерия звука) и 2008 (Navigator Records).
Все песни, записанные в этот альбом, написаны солистом группы Александром Васильевым , за исключением песни «Под Сурдинку», автором слов которой был русский поэт Саша Чёрный . Именно благодаря строкам этого стихотворения и появилось название группы — «Сплин»:
«Я знаю „Пыльную Быль“ изнутри, как этот альбом делался. К моменту начала записи мы с Саней Морозовым, можно сказать, срослись настолько, что даже выработали свой язык. Поэтому специально, хотя могли сами все наиграть, приглашали участвовать в альбоме людей, которые не знали, чем мы живем, нашего менталитета. Это делалось для того, чтобы влить „живую кровь“ и по возможности как можно дальше отойти от традиционных форм».
В 1986 году Александр Васильев познакомился с Александром Морозовым (по прозвищу Моррис), играющим на бас-гитаре, учась в Ленинградском институте авиационного приборостроения . Позже Васильев вспоминал: «Все произошло спонтанно: один приятель позвал меня на репетицию в группу, где играл наш нынешний басист Саша Морозов. Там мы и познакомились. Мы не пропускали ни одного рокового концерта, все это безумно заряжало, и хотелось сделать что-то в этом роде. Нам было по 16-17 лет, когда мы собрали первую группу» . Именно этот музыкальный дуэт (школьно-институтскую группу), под названием «Митра», стал прообразом группы «Сплин». Первые песни Васильева были записаны в домашних условия, на квартире Морозова, у которого находился магнитофон «Рекорд» и микрофон. В составе коллектива «Митра» впоследствии было ещё несколько человек. «Митра» пыталась выступать в петербургских рок-клубах, однако не прошла прослушивание . Васильев уходит служить в армию, где служит писарем в стройбате. Там он начинает писать песни, часть которых впоследствии попадёт на альбом «Пыльная быль». После демобилизации, в 1992 году, он устраивается на место монтировщика сцены в Ленинградском Академическом театре комедии, а после поступает в Театральный институт, на отделение экономики. Учёбу он совмещал с работой монтировщика сцены, ночного сторожа и работой на кондитерской фабрике . В 1993 году он встретился с Морозовым, и они устраиваются работать в театр «Буфф», где знакомятся с клавишником Николаем Ростовским .
Музыканты зарабатывали средства на запись дебютного альбома разными способами. Музыканты в поисках заработка даже снялись в рекламе: «А случилось это так: в 94-м году, когда денег на существование не было вообще, фирма „Союз — контракт“ предложила мне напеть рекламный ролик, на мотив „Who is developed“ Пола Маккартни. У меня не получилось, спел Стас, наш гитарист. Это была реклама „Херши — колы“» — вспоминал Васильев эту подработку . Сам альбом «Пыльная быль» был записан с помощью сессионных музыкантов.
27 мая 1994 года будущий состав группы собрался в ресторане, чтобы отметить окончание процесса записи альбома. Именно там они и познакомились с гитаристом Стасом Березовским. Именно эта дата стала считаться днем рождения группы «Сплин». Впоследствии в состав группы был включён и барабанщик .
Слова и музыка всех песен Александр Васильев (за исключением четвёртого трека).
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Жертва талого льда» | 6:01 |
2. | «Холодные зимы» | 1:31 |
3. | «Мне сказали слово» | 3:08 |
4. | «Под сурдинку» | 3:27 |
5. | «Гроза» | 3:44 |
6. | «Война» | 2:31 |
7. | «Пыльная быль. Сказка» | 5:20 |
8. | «Серебряные реки» | 2:53 |
9. | «Твоё разбитое пенсне» | 1:23 |
10. | «Сказочный леший» | 1:42 |
11. | «Санкт-Петербургское небо» | 2:30 |
12. | «Звери» | 2:36 |
13. | «Рыба без трусов (бонус в переиздании, отсутствует в самом первом варианте альбома)» | 3:05 |
В записи принимали участие:
Год | Клип | Режиссёр |
---|---|---|
1994 | Олег Куваев |
Ксения Рождественская написала:
Альбом по-питерски хорош и зануден: легкий налет гребенщиковской пасторальности сочетается с грязным звуком очередного поколения питерского подполья. Разборки с великой литературой, столь характерные для русского рока вообще и для умных инфантилов в частности, здесь вполне изящны: мне, мол, сказали слово, я и заплел его в строку… альбом инфантильный, наивный, прекрасный.
Александр Хлупин отметил:
Альбом получился по-хорошему наивным и немного робким. Но в нём молодой коллектив проявил явную творческую индивидуальность, что случается нечасто. Сплин в первом альбоме попытался соединить элементы фолка, гитарного рока и даже джаза. Впоследствии элементы джаза группой не использовались… Что касается текстов, то Васильев создал свою особую манеру поэтического языка, круто замешанного на философских экспериментах, интеллектуальном стёбе , скромном эротизме и псевдосказочной образности. Первый альбом задал хороший тон, но не определил направление развития группы.