Ларевельер-Лепо, Луи-Мари де
- 1 year ago
- 0
- 0
Лепо Зигфридович Сумера ( эст. Lepo Sumera , 8 мая 1950 , Таллин — 2 июня 2000 , там же) — эстонский композитор. Лауреат Национальных премий Эстонии в области культуры (1993, 1996).
Начал заниматься композицией у Вельо Тормиса , учился в Эстонской Академии музыки (в те годы — Таллинская консерватория, 1968 — 1973 ) у Хейно Эллера и Яана Ряэтса , затем в Московской консерватории у Романа Леденёва ( 1979 — 1982 ). Преподавал на летних курсах в Дармштадте и Карлсруэ . У него брал частные уроки Эркки-Свен Тююр .
Скончался от сердечной болезни.
Глубоко изучал творчество Шёнберга , восхищался Мессианом и Лучано Берио , но не стал заложником манеры ни одного из них. Был пионером электронной музыки в Эстонии. Его блестящее использование оркестровки было заметно уже в первой работе для симфонического оркестра, In memoriam (памяти Хейно Эллера; 1972). Эта пьеса, которая оказалось прорывной как для композитора, так и для эстонской музыки в целом, была исполнена в множестве стран в 1970-х. Симфонический оркестр остался любимой средой Сумеры, список его работ включает шесть симфоний (1981—2000) и концерты для фортепьяно (1989) и виолончели (1989) с оркестром. С конца 1980-х электроакустическая музыка (особенно — живая электроника) стала прогрессивно важной в его творчестве. Две его мультимедийные работы очень изобретательны. В его камерной опере «Olivia’s Master Class» (либретто Пеэтера Ялакаса по роману Эрвина Ыунапуу; 1997) использовались для видео картины немецкого художника Каспара Давида Фридриха , одного из главных героев оперы. Весь материал для «Heart Affairs» (1999) был получен из человеческого сердца: из его звуков и ритмов, и из его графического отображения, воспроизведённого эхокардиографией. Изменения в его стиле касаются, прежде всего, организации тонов в его работе. Например, в 1970-х он применял свободную додекафонию, в то время как в начале 1980-х он предпочитал диатонические способы. Партитуры, написанные в 1990-е — Пятая Симфония, например — содержат длинные секции текстурной музыки, где мелодические и ритмические особенности музыкального материала теряют значение. Изобретательное использование Сумерой тембров и структуры, вместе с превосходным чувством музыкальной формы и её драматической схемы, принадлежит к наиболее постоянным признакам его стиля. Работы Лепо Сумера исполняются в многочисленных европейских странах, в США, Канаде и Австралии, на Кубе. В 1988 и 1989 он читал лекции на Летних Курсах Новой Музыки в Дармштадте. Он получал многочисленные ежегодные музыкальные призы и четыре государственных приза в Эстонии, приз за лучшую музыку к фильму на международном фестивале в Эшпинью (Португалия).
Автор кантаты «О жизни и смерти» ( 1975 ), балетов «История Ансельма» (по Гофману , 1977 — 1978 ) и «Ящерица» (по пьесе А. Володина , 1988 ), шести симфоний, фортепианного концерта ( 1989 ), шуточной «Грибной кантаты» ( 1979 — 1983 ), камерной мультимедиальной оперы «Мастер-класс Оливии» ( 1997 ), «Профанной музыки» для струнного оркестра ( 1997 ), саксофонного квартета «Con anima» ( 1997 ), оратории «С любовью и огнём» ( 1997 ), виолончельного концерта ( 1998 — 1999 ), мультимедиальной композиции «Сердечные дела» ( 1999 ), вокальных сочинений на тексты Шекспира и эстонской свадебной лирики. Работал в кино.