Interested Article - Тинтиннабули

Тинтинна́були (от лат. tintinnabulum — « тинтиннабулум », «колокольчик») — стиль и техника композиции, разработанные эстонским композитором Арво Пяртом в 1970-е годы. Технику можно охарактеризовать как соединение двух музыкальных голосов, первый из которых основан на диатонике (М-голос), тогда как второй — своего рода «колокольчик» — представляет собой тоническое трезвучие (Т-голос). В основе техники лежит приём числового программирования . При этом применяется силлабический принцип соответствия слога ноте: два слога — две ноты, три слога — три ноты. Также используется числовой ряд линеарного последования мотивов. Написанная в этом стиле музыка довольно медленная, медитативная, минималистичная, что сближает Пярта с минималистами в музыке . Такой музыке присуща «печальная красота, неизбывная грусть» .

Стиль был разработан автором под влиянием западной и восточной богослужебных традиций. За основу композитор берёт религиозный текст и кодирует его в виде числа, фиксирующего количество слогов в слове, а после преобразует в мотив или мелодические скачки (М-голос) . Впервые такую технику Арво Пярт применил в композициях (англ.) (1976) и (англ.) (1978). Мелодический голос символизирует человеческую жизнь, Т-голос — всепрощение . Использовал свой приём Пярт и во многих других сочинениях, например в «Силлабической мессе», Passio Domini nostril Jesu Christi secundum Joannem и т. д.

Тинтиннабулум базилики города Вилворде ; именно в честь небольших церковных колоколов Пярт назвал свою технику

Разработанная Пяртом техника не раз становилась объектом изучения музыковедов и композиторов. Георгс Пелецис на примере пяртовского сочинения Tabula rasa исследовал парадоксальность этой техники, которая, по его мнению, соединяет «слышимую простоту и видимую сложность» . Сам Пярт сравнивает технику с началом обучения игре на фортепиано, когда левая рука все время повторяет один аккорд, а правая — развивает мелодию .

…возникает своего рода напряжение между обоими голосами, которые, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой — поляризируются, как в электричестве, где есть положительный и отрицательный полюса. Это как стойкое поле напряжения между динамическим и статическим полюсами, как если бы мы позволили слиться в одно целое обычно исключающим друг друга динамическому и статическому полям.

Арво Пярт: Беседы, исследования, размышления. Киев, 2014, с.?

В другой раз Пярт сравнивал технику тинтинабули с белым огоньком, «в котором содержатся всевозможные цвета», а чтобы различить их, нужна призма, под которой композитор подразумевает душу слушателя .

Хотя в основе техники лежит соединение как бы самостоятельных двух голосов (М-голос и Т-голос), автор и исследователи его творчества отмечают, что они в музыке Пярта всегда создают единство (не используя при этом понятия гармонии или полифонии). Пярт поясняет такое единение математически: «1+1=1» .

Примечания

  1. . Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования. Дата обращения: 15 сентября 2017. 19 августа 2017 года.
  2. . rusnauka.com. Дата обращения: 15 сентября 2017. 7 августа 2017 года.
  3. . mosconsv.ru. Дата обращения: 15 сентября 2017. Архивировано из 11 января 2018 года.
  4. . cheloveknauka.com. Дата обращения: 15 сентября 2017. 19 июня 2017 года.
  5. . remusik.org. Дата обращения: 15 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
  6. Арво Пярт: Беседы, исследования, размышления. К.: ДУХ I ЛІТЕРА, 2014. — 218 с.
  7. (англ.) . estonianworld.com. Дата обращения: 15 сентября 2017. 9 декабря 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Тинтиннабули