Защита свидетелей
- 1 year ago
- 0
- 0
«Без свидетелей» — советский камерный кинофильм Никиты Михалкова , снятый по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля». Роли в картине исполняют Ирина Купченко и Михаил Ульянов .
Фильм полностью поставлен в камерном стиле — на протяжении фильма герои не покидают пределов квартиры. Имена главных героев неизвестны. |
Он ( Михаил Ульянов ) — бывший муж, Она ( Ирина Купченко ) — молодая женщина, одна воспитывающая их общего сына-подростка Диму. За девять лет до показанных событий Он развёлся с Ней и ушёл к Светлане, дочери своего начальника, уважаемого в научном сообществе человека, академика. У неё от Него родилась дочь Наташа, в которой Он души не чает.
Однажды вечером, после концерта любимой дочери (« Представляешь? Такая кроха, с таким бантом — и Дебюсси !», « Чистая кожица, яблочко моё — Дебюсси »), Он навещает бывшую супругу, чтобы посмотреть, как живут Его любимые люди. В ходе визита Он серьёзно выпивает и узнаёт, что Она собирается замуж за Его бывшего друга и однокурсника Валентина Степановича Шляхова, ныне профессора , доктора технических наук , лауреата Государственной премии . Всё бы ничего, но в молодости Он ещё с одним своим другом Борисом написал в министерство на Шляхова анонимку, из-за которой на того обрушились крупные неприятности. Он начинает понимать, что, если они начнут жить вместе, то речь обязательно зайдёт о том письме и Его многолетней карьере придёт конец.
Он подозревает, что жена соврала про свои отношения с Валентином, чтобы заставить Его ревновать. Он начинает вести тонкие психологические игры, направленные против Неё. Зная, что Дима — не Её родной сын (мальчик родился в Череповце от другой женщины - Нины, умершей вскоре после родов), Он начинает давить на Неё, угрожая, что всё расскажет юноше, и ставит ультиматум : либо Шляхов, либо Дима. Плачущая от этого мать выбирает Диму. Он заставляет позвонить Её Шляхову и сказать ему, что между ними всё кончено. Он предполагает, что если она сказала неправду про Валентина, то будет обманывать и дальше: позвонит не на тот номер, или вообще откажется разговаривать с Валентином. Она, еле сдерживаясь, выполняет требование бывшего мужа и плотно закрывается от него в чулане. В этот момент Он с полным ошеломлением понимает, что его жена не лгала ему и не обманывала, он потрясён тем миром, «в котором существуют такие чистые и светлые люди» и понимает, что этот мир он за сегодняшний вечер утратил навсегда.
За этой сценой следует монолог героя Ульянова, ворвавшегося в чулан, сколоченный собственными руками в прихожей, о том, что все эти девять лет он любил только Её, что всю жизнь Он был бездарностью и работал только ради того, «что можно руками потрогать». Она кричит ему: «Я больше не люблю тебя!», а он в ответ: «Я не люблю тебя и не люблю себя!». В финале дверь чулана прорубают насквозь топором вернувшиеся домой Шляхов и Дима.
Проходит несколько лет. За кадром звучит Её голос, зачитывающий письмо своему мужу — Валентину Шляхову, в котором Она сообщает, что Дима служит в армии и совсем недавно к нему приезжал постаревший и осунувшийся его отец. После кончины тестя — начальника-академика, Он окончательно спился и проходил лечение от алкоголизма в наркологической лечебнице. А ещё Она и их маленькая дочь Иришка очень его любят и ждут.
По мнению А. В. Фёдорова ,
Перед нами, бесспорно, экспериментальный фильм, поставленный по мотивам театральной пьесы, но тем не менее откровенно кинематографичный. Фильм перехлёстывающих через край эмоций и страстей. Фильм синематечных намеков и театрализованных условностей…
Когда ограничиваешь себя максимально в возможностях, начинаешь идти вглубь. Когда у тебя два актёра, одна декорация, один телевизор, в котором идёт одна программа, и ты должен найти возможность зрителя увлечь тем, что происходит. Это адская работа, но абсолютно необходимая, как очищение от всего того, к чему ты привык.
— Н. Михалков в программе «Бесогон», 15.11.2012
Я картину мог снимать только в хронологическом порядке. И это давало возможность развития, последовательно, по миллиметру, которые так или иначе сделали эту картину такой, как она есть.
— Н. Михалков в программе «Бесогон», 15.11.2012