В 1945—1950 гг. изучал физику, математику, химию, психологию и философию в
университете родного города
. Франке получил свою докторскую степень по
теоретической физике
в 1950 году, написав диссертацию по электронной оптике. С 1957 года работал как свободный писатель. С 1973 по 1997 год читал лекции по кибернетической эстетике («Cybernetical Aesthetic») в
Мюнхенском университете
. В 1979 году основал Ars Electronica в
Линце
(Австрия). В 1979 и 1980 гг. читал лекции «Введение в перцептивную психологию» (
англ.
«Introduction to perception psychology»
) в Билефельдском университете дизайна (
англ.
Bielefeld University of Design
). Также в 1980 году стал членом немецкого
ПЕН-клуба
и получил звание профессора
.
Умер 16 июля 2022 года в
Эглинге
в возрасте 95 лет
.
Литературное творчество
Ранние рассказы Франке печатались в 1953—1954 годах в венской газете «Neue Wege». Сборник из 65 миниатюрных рассказов под названием «Зелёная комета» стал его первой книжной публикацией. Первые же книги принесли Франке репутацию мастера мирового класса. Его книги переведены на многие языки мира, отмечены литературными премиями. Известная еженедельная немецкая газета «
Die Zeit
» назвала Франке «самым видным немецким автором в жанре научной фантастики». Ведущим фантастом
ФРГ
называет его и
Владимир Гаков
.
Подробный разбор творчества Герберта Франке провел Владимир Гаков в своей статье
Свет в конце туннеля (Об «адском картографе» Герберте Франке, его предшественниках и окружении)
, где показал, что творчество Герберта Франке представляет собой яркий пример
антиутопий
.
Так, роман 1962 года «Стеклянная западня» представляет собой пример антиутопии милитаристского типа, когда весь мир устроен по типу военной казармы, где солдаты обязаны неукоснительно подчиняться армейской дисциплине и внутреннему распорядку (близкими аналогами такого милитаризированного образа мира могут служить роман
Джорджа Оруэлла
«
1984
» и, по мнению Владимира Гакова, роман
Роберта Хайнлайна
«
Звёздный десант
»). Близким по идее является написанный годом ранее роман «Сеть мысли» (
нем.
Das Gedankennetz
, на русский не переводился), где человечество живёт в мире-тюрьме со строгой регламентацией и контролем не только действий, но и мыслей каждого человека с наказанием за любые фантазии (здесь прослеживается явная параллель с
Оруэллом
и
Замятиным
)
.
В романе «
Клетка для орхидей
», также вышедшем в 1961 году, представлен другой тип антиутопии, когда освобожденные от забот и любой работы разумные существа деградировали от безделья и перешли на растительный тип существования (подобно тому, как это происходит в романе
Олдоса Хаксли
«
Дивный новый мир
»)
. Некоторые критики (включая
Сергея Бережного
) отмечают значительное сходство сюжетов этого романа и снятого тридцати восемью годами позже фильма «
Матрица
»
.
Роман 1970 года «Нулевая зона» (
нем.
Zone Null
, не переводился) соединяет в себе оба типа антиутопии: мир-казарма с солдатским распорядком жизни и деградировавший мир всеобщего счастья, которые отделены друг от друга огромной полосой разрушений. В романе «Игрек минус» (1976 г.) мир основан на строгой иерархии с подавлением неподходящих типов людей. Близким к роману «Игрек минус» является роман «Звезда Иова» (1988 г.,
нем.
Hiobs Stern
, в русском переводе — «Звезда Хиоба»), однако в нём в рамках противодействия реальной антиутопии возникает мечта и миф о идеальной утопии на далекой планете
.
В романе «Башня из слоновой кости», выпущенном в 1965 году, представлено уже 3 типа антиутопии: механизированный ад,
замятинско
-
оруэловский
тоталитарный мир всеобщего равенства и братства и тихое, беспроблемное
стагнирующее
общество
.
В рассказе «Папа Джо» 1977 года представлена антиутопическая модель якобы идеального общества
.
В 1965 году преподаёт современное искусство и фотографию в международном колледже в
Альпбахе
.
В 1967 г. появляется на свет первое издание его книги «Феномен искусства» (
нем.
«Phänomen Kunst»
, неоднократно переиздавалась под именем «Компьютерная эстетика. Феномен искусства» (
нем.
Kybernetische Ästhetik — Phänomen Kunst
). В этой книге он представил рациональную теорию восприятия
искусства
с точки зрения
когнитивных
процессов, происходящих в человеческом мозге
. Эта книга внесла решающий вклад в становление теории киберэстетики и цифрового искусства
.
В 1971 году в
мюнхенском
издательстве Brückmann выходит книга Герберта Франке «Компьютерная графика: компьютерное искусство» (
нем.
«Computergraphik — Computerkunst»
), в том же году она была переведена на английский лондонским издательством Phaidon Press. В этой книге Герберт описывает историю и практику зарождающегося жанра компьютерной живописи, не обходя вниманием также
компьютерную анимацию
,
музыку
и
. Второе, исправленное и дополненное немецкое издание книги
(
ISBN 0-387-15149-4
)
было выпущено издательством
Springer
в 1985
.
Его работа 1973 года «Цифровой Эйнштейн» (
нем.
Digitaler Einstein
)
— один из самых ранних примеров использования
обработки изображений
в цифровом искусстве: постепенный переход от узнаваемого портрета к
полной абстракции
символизирует усиливающееся с каждым годом, но всё менее явное, влияние
Альберта Эйнштейна
на наше
видение мира
. Серия изображений была получена с помощью предназначенной для медицинской диагностики системы обработки изображений (полученных путём
сцинтиграфии
) «Bildspeicher N» компании
Siemens
.
С 1973 по 1997 Франке ведёт курс «Кибернетическая эстетика» (переименованный затем в «Компьютерную графику») в
Мюнхенском университете
.
В своей книге 1978 года «Kunst kontra Technik» Франке обсуждает идею оптимальной плотности информации, которая должна быть заложена в произведении искусства. По его мнению, она должна быть достаточно велика, чтобы оказать на зрителя достаточно сильное долгосрочное воздействие, но вместе с тем, не превышать его порог восприятия, переизбыток информации будет вызывать раздражение, а её недостаток — скуку
.
В 1995 году выходит его книга «Wege zur Computerkunst», а в 2002 — «Animation mit Mathematica»
.
Публикации
Научные и научно-популярные работы
1958: «Магия молекул» (
англ.
The Magic of Molecules
;
нем.
Magie der Moleküle
)
1971: Компьютерная графика: компьютерное искусство (
англ.
Computer Graphics: Computer Art
;
нем.
Computergraphik - Computerkunst
)
Phänomen Kunst
, Heinz Moos Verlag, München 1967; erweiterte Auflage DuMont 1974 —
ISBN 3-7701-0725-X
; als
Kybernetische Ästhetik — Phänomen Kunst
erweitert im Ernst Reinhardt Verlag, München 1979 —
ISBN 3-497-00889-3
.
Computergraphik — Computerkunst
, Bruckmann, München 1971 —
ISBN 3-7654-1412-3
; erweiterte Auflage im Springer Verlag, Heidelberg, Berlin, New York 1985
Apparative Kunst. Vom Kaleidoskop zum Computer
(gemeinsam mit G. Jäger), DuMont Schauberg, Köln, München 1973 —
ISBN 3-7701-0660-1
.
Ästhetische Information
(gem. mit
(нем.)
(
), I. f. Kybernetik-Verlag, Berlin, Paderborn 1997
Kunst kontra Technik
, Fischer Verlag, Frankfurt 1978 —
ISBN 3-596-21991-4
; Neubearbeitung als
Leonardo 2000
, Suhrkamp Frankfurt am Main 1987 —
ISBN 3-518-37851-1
.
In den Höhlen dieser Erde
, Hoffmann & Campe, Hamburg 1978 —
ISBN 3-455-08906-2
.
1973 Apparative Kunst. Vom Kaleidoskop zum Computer // Соавтор: Готфрид Егерь
1997 Ästhetische Information // Соавтор: Хельмар Франк
2002 Animation mit Mathematica
Романы
1961: «Сетка мыслей» /
нем.
Das Gedankennetz
;
англ.
The Mind Net
1961: «Клетка для орхидей» /
нем.
Der Orchideenkäfig
;
англ.
The Orchid Cage
1962: «Стеклянная западня» / Die Glasfalle
1962: «Стальная пустыня» / Die Stahlwüste
1963: «Planet der Verlorenen» [под псевдонимом Сергиус Бот]
1965: «Башня из слоновой кости» / Der Elfenbeinturm
1972: «Нулевая зона» / Zone Null
1976: «Игрек минус» / Ypsilon Minus
1979: «Сириус транзитный» / Sirius Transit
1980: «Школа сверхлюдей» / Schule für Übermenschen
1982: Tod eines Unsterb«lichen»
1982: «Трансплутон» / Transpluto
1984: «Холод Вселенной» / Die Kälte des Weltraums
1985: «В конце времён» / Endzeit
1988: «Dea Alba» // Соавтор: Михаэль Вайссер
1988: «Звезда Хиоба» / Hiobs Stern
1990: «Im Zentrum der Milchstraße»
2004: «Sphinx_2»
2005: «Cyber City Süd»
2006: «Auf der Spur des Engels»
2007: «Flucht zum Mars»
Эссе
1967 Почему я стал фантастом…
1977 Fantastischer Realismus
1978 Ein Seitensprung zur Science Fiction
1982 SF im Aufwind
1984 Babel 333 — ein Stück experimentelles Stück der Groupe 33
1987 Essay über den SF-Künstler Artur Laskus
1999 Zur SF der DDR
Также Герберт Франке — автор более 150 рассказов, девяти авторских сборников и ряда научных публикаций. В 1981 году он написал шесть пьес для радио, из которых переведена «Сигналы из тёмного поля» (
нем.
Signale aus dem Dunkelfeld
), а в 2002 — ещё одну. В 1974—1987 гг. был составителем пятнадцати фантастических антологий
.
Награды и почётные звания
1976 год.
Еврокон
/ EuroCon (ESFS Awards) // Зал славы. Лучший писатель. (Западная Германия)
;
1985 и 1991 годы.
(англ.)
(
(лучшая новелла), 1985 // Лучший роман —> Холод Вселенной / Die Kälte des Weltraums (1984), 1991 // Лучший роман —> Im Zentrum der Milchstraße (1990)
;
(англ.)
(
: 1985 год (роман «Холод Вселенной»
), 1986 год (роман «В конце времен»
) и 2007 год (роман «Auf der Spur des Engels» («По следам ангела»)
);
1987 год. Награда за компьютерное искусство немецкой ассоциации программного обеспечения
;
1989 год.
(англ.)
(
за «Звезду Хиоба»
;
1992 год. Приз Карла Теодора Фогеля за достижения в технической журналистике
;
2002 год.
(
(англ.)
(
) — за заслуги в
спелеологии
;
.
dpa
. 2022-07-17.
из оригинала
17 июля 2022
. Дата обращения:
17 июля 2022
– via
Die Zeit
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
↑
Владимир Гаков
.
Свет в конце туннеля (Об «адском картографе» Герберте Франке, его предшественниках и окружении) // Герберт В. Франке. Стеклянная западня (сборник). — Москва: «Радуга», 1991. —
С. 5—27
.
Виталий Карацупа.
(неопр.)
(февраль 2012). Дата обращения: 24 апреля 2015.
5 марта 2016 года.
Сергей Бережной.
(неопр.)
. Сайт Сергея Бережного на Русской Фантастике (2003). Дата обращения: 24 апреля 2015.
19 апреля 2017 года.
(неопр.)
. translab. Дата обращения: 24 апреля 2015. Архивировано из
17 апреля 2015 года.
Herbert Franke.
// Proceeding SIGGRAPH '98 ACM SIGGRAPH 98 Electronic art and animation catalog. — 1998. —
С. 73
. —
ISBN 1-58113-045-7
.
(неопр.)
The compArt database Digital Art. Дата обращения: 24 апреля 2015.
21 апреля 2016 года.
Галкин Д. В.
// Вестник Томского государственного университета. — 2009. —
№ 320
. —
С. 79—85
.
20 декабря 2016 года.
(неопр.)
.
SIGGRAPH
(1999). Дата обращения: 24 апреля 2015. Архивировано из
4 марта 2016 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 28 апреля 2015.
29 сентября 2019 года.
(неопр.)
. Truly Virtual Web Art Museum (2011). Дата обращения: 24 апреля 2015.
4 марта 2016 года.
Claudia Giannetti.
(неопр.)
. Media Art Net. Дата обращения: 30 мая 2015.
30 мая 2015 года.
(неопр.)
. The compArt database Digital Art. Дата обращения: 24 апреля 2015.
3 апреля 2016 года.
(неопр.)
. The compArt database Digital Art. Дата обращения: 24 апреля 2015.
21 марта 2016 года.
(неопр.)
. «Media Art Net» (Medien Kunst Netz). Дата обращения: 24 апреля 2015.
31 декабря 2017 года.
Claudia Giannetti.
(неопр.)
. Media Art Net. Дата обращения: 30 мая 2015.
30 мая 2015 года.
(неопр.)
. «Media Art Net» (Medien Kunst Netz). Дата обращения: 24 апреля 2015.
10 апреля 2016 года.
(неопр.)
Promoting Science Fiction in Europe and European Science Fiction worldwide.. Дата обращения: 30 мая 2015.
13 мая 2021 года.
(неопр.)
. Der Deutsche Science-Fiction-Preis (1991). Дата обращения: 30 мая 2015.
5 марта 2016 года.
(неопр.)
. Literaturpreis Gewinner. Ausgezeichnete Autoren und Bücher.. Дата обращения: 30 мая 2015.
19 апреля 2016 года.
(неопр.)
Дата обращения: 30 мая 2015.
2 апреля 2016 года.
(неопр.)
Дата обращения: 30 мая 2015.
3 апреля 2019 года.
(неопр.)
Дата обращения: 30 мая 2015.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Literaturpreis Gewinner. Дата обращения: 30 мая 2015.
6 апреля 2016 года.
(неопр.)
. ISEA. Дата обращения: 30 мая 2015.
17 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Der Verband. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано из
23 мая 2015 года.
(неопр.)
. Pressemitteilungen des BMUKK 2007-2008. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано из
30 мая 2015 года.
Владимир Гаков
.
Свет в конце туннеля (Об «адском картографе» Герберте Франке, его предшественниках и окружении) // Герберт В. Франке. Стеклянная западня (сборник). — Москва: «Радуга», 1991. —
С. 5—27
.
Эдвард Араб-оглы
.
Над чем задумываешься, читая Герберта Франке // Герберт В. Франке. Игрек минус (авторский сборник). — Москва: «Мир», 1986. —
С. 5—19
.
Евгений Брандис
.
Герберт Франке // Герберт В. Франке. Игрек минус (авторский сборник). —
М.
: «Мир», 1986. —
С. 439—452
.
Мурзич Л. И.
/ Рэспубліканскія Купалаўскія чытанні : зб. навук. артыкулаў/Установа адукацыі «Гродзенскі дзярж. ун-т імя Я.Купалы»; рэдкал.: У.I. Каяла, І. — Гродна:
ГрДУ
, 2010. —
С. 384—390
.
Селиванова Е. Ю.
// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2013. —
Т. 155
,
№ 2
. —
С. 216—221
.