Бенюк, Пётр Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Готискандза — согласно « Гетике » Иордана , была первым поселением готов после их миграции из Скандзы в первой половине I века нашей эры. Он сообщал, что это название ещё используется в его дни (ок. 551 г.).
Иордан рассказывает, что восточногерманское племя готов было выведено из Скандзы их королем Беригом . Когда они ступили на новую землю, они назвали местность Готискандзой . На самом медленном из трёх кораблей двигались гепиды , позже поселившиеся в «провинции Спесис на острове, окруженном мелководьем Вислы . Этот остров они назвали Гепедойос».
Вскоре они переселились в земли ругов ( ульмеруги , германское племя, пришедшее в этот район еще до готов), живших на побережье, и прогнали их. Затем они победили своих новых соседей, вандалов .
Через некоторое время, когда после Берига прошло не менее четырех поколений королей, стал королем готов, и их число умножилось. Филимер решил, что готы должны покинуть Готискандзу и перейти в новый регион под названием Ойум .
Надежность данных Иордана относительно ранней готской истории была поставлена под сомнение.
Одна из интерпретаций Gothiscandza состоит в том, что это латинизированная форма готского gutisk-an[d]ja , «готский конец (граница)», поскольку до сюда простирались земли готов. Другая интерпретация состоит в том, что an[d]ja означает «мыс», так что всё слово означает «готский полуостров». Также возможно, что это слово является продуктом смешения слов готика и Скандинавия . Хервиг Вольфрам трактует слово как «готское побережье» и «готскую Скандию », но предпочитает последнее, считая первое «лингвистически сомнительным».
В I веке нашей эры устье Вислы описывалось как земля гутонов ( Плиний Старший ) или готонов ( Тацит ):
За лигиями живут «готоны» под властью короля; и поэтому содержались в подчинении несколько строже, чем другие германские народы, но не настолько строго, чтобы потерять всю свободу. Непосредственно к ним примыкают ругии и на берегу океана, и характерными чертами этих нескольких народов являются круглый щит, короткий меч и царственное правление.
Слова, данные Плинием и Тацитом, кажутся идентичными * Gutaniz , реконструированной протогерманской форме Gutans , самоназвания готов и готландцев .
Тема Gothiscandza была возрождена в немецкой науке Густавом Косинной . Несколько археологов и историков предложили теорию о том, что название Gothiscandza перешло в кашубский и другие западнославянские языки , и представляло историческое наименование Гданьска ( нем. Danzig ).
В I веке в устье Вислы появилась новая культура, названная вельбарской , вытеснившая местную оксывскую . Наиболее заметным компонентом скандинавского влияния в I веке нашей эры является введение скандинавских погребальных традиций, таких как и стелы , показывающие, что те, кто хоронили умерших, предпочитали делать это в соответствии со скандинавскими традициями.
Тем не менее, есть также археологические свидетельства раннего скандинавского влияния на этих территория во времена скандинавского бронзового века и доримского железного века , что, возможно, соответствует прибытию в этот регион ругиев и вандалов .
В III веке нашей эры вельбарская культура распространилась в Скифию , где сформировала готскую черняховскую культуру .
В скандинавской мифологии известно как минимум два сюжета, которые могут быть связаны с Готискандзой, а именно — Гутасага , которая может описывать миграции готов, и легенда о Даге Мудром , которая предположительно рассказывает о набегах из Скандзы.
Гутасага повествует, что когда готландцы размножились так, что остров ( Готланд , Готландия ) уже не мог их поддерживать, они бросили жребий, результатом чего стало то, что треть жителей острова должна была его покинуть и поселиться на юге. В конце концов они поселились на земле греков :
Легенда о Даге Мудром может передавать предания о нападениях свеев во II-ом или III-ем веке. В скандинавских источниках упомянута территория Reidgotaland , которая связывается с готами во время их миграции.
{{
citation
}}
:
|title=
пропущен или пуст (
справка
)