Самаритяне считают, что вершина горы
Гризим
является истинным расположением Божьего Святого Места. Самаритяне прослеживают свою историю как отдельного образования до периода вскоре после вступления израильтян в
Землю Обетованную
. Самарянская историография прослеживает сам раскол до того, как
первосвященник
Илий
покинул гору Гризим, где стоял первый израильский жертвенник в Ханаане, и построил конкурирующий жертвенник в соседнем
Силоме
. Несогласная группа израильтян, последовавшая за Илием в Силом, должна была в последующие годы отправиться на юг, чтобы завоевать
Иерусалим
(евреи), в то время как израильтяне, оставшиеся на горе Гризим в Самарии, стали известны как самаритяне
.
, написавший в
XIV веке
крупный труд по истории самаритян, комментирует происхождение их следующим образом
:
Между Эли, сыном Яфни, из рода Ифамара, и сыновьями Пинка (
Финееса
) разразилась ужасная гражданская война, потому что Эли, сын Яфни, решил узурпировать первосвященство у потомков Пинка. Он приносил жертвы на алтарь из камней. Ему было 50 лет, он был наделён богатством и отвечал за сокровищницу детей Израиля. …
Он принёс жертву на жертвенник, но без соли, как будто был невнимателен. Когда великий первосвященник Оззи узнал об этом и обнаружил, что жертва не принята, он полностью отрёкся от него; и (даже) сказано, что он упрекнул его.
После этого он и сочувствующая ему группа подняли восстание, и сразу же он, его последователи и его звери отправились в Силом. Таким образом, Израиль раскололся на фракции. Он послал к их начальникам сказать им: «кто хочет увидеть чудеса, пусть приходит ко мне». Затем он собрал вокруг себя большую группу в Силоме и построил там храм; он построил место, подобное храму [на горе Гризим]. Он соорудил жертвенник, не упустив ни одной детали — всё по частям соответствовало оригиналу.
В это время Дети Израиля разделились на три фракции. Верная фракция на горе
Гризим
; еретическая фракция, последовавшая за ложными богами; и фракция, последовавшая за Илием, сыном Яфни, в Силоме.
Кроме того,
Самаритянская хроника Адлера
, или Новая хроника, которая, как полагают, была составлена в XVIII веке с использованием более ранних хроник в качестве источников, утверждает:
И дети Израиля в его дни разделились на три группы. Одна поступала по мерзостям язычников и служила другим богам; другая последовала за Илием, сыном Яфни, хотя многие из них отвернулись от него после того, как он открыл свои намерения; а третья осталась у первосвященника Уззи бен Букки, на избранном месте.
Современные генетические исследования (2004 г.) предполагают, что родословная самаритян восходит к общему предку с евреями в унаследованном по отцовской линии еврейском первосвященстве (
коганим
), по времени близком к периоду ассирийского завоевания Израильского царства, и, вероятно, самаритяне являются потомками исторического израильского населения
, хотя и изолированного, учитывая затворническую историю народа.
Конфликты между самаритянами и евреями были многочисленными между концом ассирийского владычества и
восстанием Бар-Кохбы
. Притча
Иисуса
о добром самаритянине
также свидетельствует о конфликте. Великий храм самаритян на вершине горы Гризим был разрушен по приказу еврейского царя
Иоанна Гиркана
.
После неудавшихся восстаний гора Гризим была заново освящена новым храмом, который в конечном итоге снова был разрушен во время
. Гонения на самаритян были обычным явлением в последующие века.
Верования
Основные верования самаритянской религии заключаются в следующем
:
Есть один
Бог
,
Яхве
, тот самый Бог, которого признавали
еврейские пророки
. Вера в единство Творца, которое есть абсолютное единство. Это причина причин, и она наполняет весь мир. Его природа не может быть понята людьми, но по его действиям и по его откровению своему народу и по доброте, которую он проявил к ним.
Тора
– единственная истинная священная книга, данная Богом
Моисею
. Тора была создана до сотворения мира, и тому, кто верит в неё, гарантирована доля в мире грядущем. Статус Торы в самаритянстве как единственной священной книги заставляет самаритян отвергать
Устную Тору
,
Талмуд
и всех пророков и писания, кроме Иисуса Навина, чья книга в самаритянской общине значительно отличается от Книги Иисуса Навина в
еврейской Библии
. По сути, отвергается авторитет всех пост-Торических разделов еврейской Библии и классических еврейских
раввинистических трудов
(
Талмуда
, включающего
Мишну
и
Гемару
). Моисей считается последним из пророков.
Гора Гризим, а не Иерусалим, является единственным истинным святилищем, избранным Богом. Самаряне не признают святость Иерусалима и не признают
Храмовую гору
, утверждая вместо этого, что гора
Гризим
была местом, где произошло
связывание Исаака
.
Апокалипсис, называемый «днём отмщения», будет концом дней, когда придёт личность по имени Тахеб (по сути, самаритянский эквивалент
Мошиаха в иудаизме
) из колена Иосифа, он будет пророком, как Моисей, на сорок лет и приведёт к возвращению всех израильтян, после чего
мёртвые воскреснут
. Затем Тахеб обнаружит шатёр
Скинии Моисея
на горе Гризим и будет похоронен рядом с Иосифом, когда умрёт.
Песах особенно важен в самаритянской общине, кульминацией праздника является жертвоприношение до 40 овец.
Отсчёт Омера
остаётся в основном неизменным; тем не менее, неделя перед
Шавуотом
является уникальным праздником, отмечающим неизменную приверженность самаритянства со времён Моисея. Шавуот характеризуется почти однодневными службами непрерывной молитвы, особенно над камнями на Гризиме, традиционно приписываемым Иисусу Навину.
Во время
Суккота
сукка
строится внутри дома, в отличие от традиционной для иудаизма постройки на открытом воздухе
. Самаритянский историк Беньямим Цедака прослеживает традицию сукки в помещении до преследований самаритян во времена
Византийской империи
. Крыша самаритянской сукки украшена
цитрусовыми
и ветвями
пальмы
,
мирта
и
ивы
, согласно самаритянской интерпретации
en
, обозначенных в Торе для праздника
.
Вход в современную самаритянскую синагогу в городе
Холон
, Израиль
Религиозные тексты
Самаритянский закон отличается от
Галахи
(раввинистического еврейского закона) и других еврейских религиозных движений. У самаритян есть несколько групп религиозных текстов, которые соответствуют еврейской Галахе. Несколько примеров таких текстов:
Самаритянское Пятикнижие
: существует около 6000 различий между самаритянским Пятикнижием и масоретским еврейским текстом Пятикнижия; и, согласно одной оценке, 1900 точек совпадения между ним и
Септуагинтой
. Несколько отрывков в
Новом Завете
также, по-видимому, перекликаются с текстовой традицией Торы, не отличающейся от той, которая сохранилась в самаритянском тексте. Существует несколько теорий сходства. Вариации, некоторые из которых подтверждаются прочтениями в старолатинском, сирийском и эфиопском переводах, свидетельствуют о древности самаритянского текста
, хотя точная дата его составления до сих пор в значительной степени неясна. Особого внимания заслуживает так называемый «
Свиток Абиши
», рукопись традиции Пятикнижия, приписываемая
Авишуа
, внуку
Аарона
, традиционно считается составленной в бронзовом веке. Однако проверка свитка показала, что он был создан не ранее XIV века н.э., то есть примерно на столетие моложе самого старого в мире свитка Торы.
Исторические сочинения
(англ.)
(
(Сотворение мира до времен Абиши)
Самаритянская книга Иошуи
(Израиль во времена божественной милости) (IV век, на арабском и арамейском языках)
Самаритянская хроника, Адлер
(Израиль со времён божественной немилости до изгнания)
Shulamit Sela,
The Head of the Rabbanite, Karaite and Samaritan Jews: On the History of a Title
, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 57, No. 2 (1994), pp. 255–267
.
.
, с. 42, 123, 156.
Grunbaum, M.
mitgetheilten ausfsatze uber die samaritaner //
/ M. Grunbaum, Rapoport Geiger. — Harrassowitz, 1862. — Vol. 16. — P. 389–416.
David Noel Freedman,
The Anchor Bible Dictionary
, 5:941 (New York: Doubleday, 1996, c1992).
See also:
Saint Epiphanius (Bishop of Constantia in Cyprus).
. — BRILL, 1987-01-01. — P. 30. —
ISBN 978-90-04-07926-7
.
Paul Keseling.
. — Druck von A. Mecke, 1921. — P. 184.
Origen.
. — The University Press, 1896.
.
UNESCO World Heritage Centre
(англ.)
.
UNESCO World Heritage Centre
. Дата обращения: 6 мая 2022.
24 мая 2021 года.
↑
, с. 11–12.
Shen, P; Lavi, T; Kivisild, T; Chou, V; Sengun, D; Gefel, D; Shpirer, I; Woolf, E; Hillel, J (2004).
(PDF)
.
Human Mutation
.
24
(3): 248—60.
doi
:
.
PMID
.
(PDF)
из оригинала
8 мая 2013
. Дата обращения:
5 октября 2022
.
Kiaris, Hippokratis.
Genes, Polymorphisms and the Making of Societies: How Genetic Behavioral Traits Influence Human Cultures. — Universal Publishers, 2012. — P. 21. —
ISBN 978-1612330938
.
(англ.)
.
www.britannica.com
. Дата обращения: 25 мая 2022.
14 июля 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 октября 2022.
1 сентября 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 октября 2022.
14 сентября 2017 года.
(неопр.)
.
www.encyclopedia.com
. Дата обращения: 5 октября 2022.
10 августа 2018 года.
↑
Lieber, Dov; Luzi, Iacopo
(англ.)
.
www.timesofisrael.com
. Дата обращения: 5 декабря 2019.
5 декабря 2019 года.
James VanderKam, Peter Flint,
A&C Black, 2nd ed. 2005 p.95.
Timothy Michael Law,
Oxford University Press, USA, 2013 p.24.
Isac Leo Seeligmann,
. Mohr Siebeck 2004 pp.64ff.
Samaritan Documents, Relating To Their History, Religion and Life
, translated and edited by John Bowman, Pittsburgh Original Texts & Translations Series Number 2, 1977.
זבח קרבן הפסח : הגדה של פסח, נוסח שומרוני (Samaritan Haggada & Pessah Passover / Zevaḥ ḳorban ha-Pesaḥ : Hagadah shel Pesaḥ, nusaḥ Shomroni = Samaritan Haggada & Pessah Passover), Avraham Nur Tsedaḳah, Tel Aviv, 1958
Библиография
Anderson, Robert T.
/ Robert T. Anderson, Terry Giles. — Hendrickson Publishing, 2002. —
ISBN 1-56563-519-1
.
Anderson, Robert T., Giles, Terry (2005).
, Hendrickson Publishers.
Bourgel Jonathan, "
",
Biblica
98/3 (2017), pp. 382–408.
Heinsdorff, Cornel (2003).
Christus, Nikodemus und die Samaritanerin bei Juvencus. Mit einem Anhang zur lateinischen Evangelienvorlage
(= Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte, Bd. 67), Berlin/New York.
ISBN
3-11-017851-6
Zertal, Adam (1989). "The Wedge-Shaped Decorated Bowl and the Origin of the Samaritans".
Bulletin of the American Schools of Oriental Research
, No. 276. (November 1989), pp. 77–84.