Interested Article - Первоначальное лицо
- 2020-08-29
- 2
Первоначальное лицо — понятие чань-буддизма ( дзэн ), обязанное своим происхождением гунъань ( коану ) Хуэй-нэна : «Каким было твоё первоначальное лицо прежде твоего рождения?»
Этот вопрос, как и многие другие в ряде коанов, нацелен на обнажение, разотождествление сознания от предметов, феноменов, концепций, определяемых линейной причинно-следственной логикой существования (во времени), и на раскрытие корня этого существования. Процесс рефлексии над этим коаном подобен обратному ходу биологического онтогенеза и филогенеза : вопрошающему, в попытке прозрения себя в кругах перерождений и в поисках меж тем природы Будды, зачастую приходится отождествлять себя с животными, растениями, потом камнями и т. п. для того, чтобы избавиться от текущей телесной иллюзии и привязанности к ней. Однако это может приводить к порождению ещё больших заблуждений, поскольку не выходит за пределы лишь умственных возможностей. Умэнь Хуэйкай , например, после поучения против подобной морфологии множественных образов (как внутреннего диалога лживых масок) приводит в «Заставе без ворот» (критическому обозрению 48 известных коанов) следующий стих:
Есть ищущие Путь, не ведающие подлинного лика, Ведь они считают истинным лишь свой собственный ум.
Это сознание - корень жизни и смерти в круговороте кальп.
А невежды называют его изначальным человеком.
Считается, что символом первоначального лица является круг энсо .
Примечания
- , с. 233.
Литература
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб. : ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6 .
Ссылки
- от 19 ноября 2009 на Wayback Machine
- 2020-08-29
- 2