Interested Article - Мозаики Киевского речного вокзала

Мозаики речного вокзала мозаичная композиция в интерьере Киевского речного вокзала , которая состоит из нескольких панно «Днепр — торговый путь», «Богдан Хмельницкий»,«Чайки над Днепром» и другие.

По мнению исследователей, мозаики речного вокзала — наиболее выразительные среди первых произведений, выполненных в стиле украинского монументального искусства 1960-х годов .

История создания

Контррельефы на портике речного вокзала

В 1957—1961 годах на Почтовой площади по проекту архитекторов Вадима Гопкало , Вадима Ладного, и других построили Киевский речной вокзал .

Выполнить отделку интерьеров пригласили художников Эрнеста Коткова , и Ивана Литовченко , авторов монументальных мозаик на жилых домах по проспекту Победы, в аэропорту « Борисполь » и метро Шулявская .

После принятия 4 ноября 1955 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» запрещалось украшать здания традиционной лепниной и декорированием. Отныне колонны, карнизы, лопатки и стене имели пустой вид. Пред художниками была поставлена задача исправить ситуацию, учитывая новые обстоятельства.

Оформление речного вокзала стало первой значительной работой Валерия Ламаха и Эрнеста Коткова. По мнению исследователей, это произведение в соавторстве с Иваном Литовченко ознаменовал «рождения нового стиля в украинском монументальном искусстве и прочное утверждение мозаичных панно в общественных интерьерах».

Художественное решение внутреннего пространства тогда восприняли как новаторское. Впервые для оформления стен использовали большой объем мозаики из дешёвой керамической плитки. В то время ещё не было местной базы для производства смальты. Поэтому монументалисты использовали английские цветные цементы и обычную сантехническую плитку, которую собственноручно красили и снова обжигали. Этот яркий материал предоставлял стилизованным композициям выразительного колорита. Новаторство проявилось в стремлении объединить интерьеры с помощью искусства в единое целое, апробировать новые материалы и способы кладки керамической мозаики. Новизна звучала и в попытке раскрыть в аллегорической форме предназначение здания вокзала. Отдельные сюжеты («Днепр — торговый путь», «Богдан Хмельницкий», «Украина», «Чайки над Днепром» и другие), объединённые общей темой, иллюстрируют прошлое и современность города, воспевали Днепр, раскрывали его предназначение. Новым было свободное сопоставление различных масштабов, чередование плоскостей, ритмов. Художникам удалось создать орнаментальный и одновременно эпический цикл .

В 2011 году вместе с реконструкцией развязки на Почтовой площади была запланирована и реконструкция речного вокзала. По предварительным подсчётам, стоимость работ составляет $ 5 млн .

В то же время мозаичные панно находятся в крайне запущенном состоянии. Во время развлекательных мероприятий, которые проходили в помещении вокзала, мозаика получила все большего повреждения. Кроме того, вандалы сбивают плитку и расписывают граффити . Они закрасили чёрной краской нижний край панно «Днепр — торговый путь».

Описание

Панно «Днепр — торговый путь»
Панно «Богдан Хмельницкий»
Панно «Украина»
Фриз «Днепр промышленный»
Фриз «Отдых на Днепре»

Контррельефы

Творческий коллектив начал развивать идею речного флота, заложенную в самом облике здания, с портика главного входа. Его подчеркнули лаконичными контррельефами (разновидность углублённого рельефа).

«Чайки над Днепром»

В вестибюле над входами в залы созданы «островные» композиции «Чайки над Днепром» или «Чайки». На них птицы изображены схематическим ломаным контуром, заданным большим модулем плитки .

«Днепр — торговый путь»

В первом зале художники разместили панно «Днепр — торговый путь», «Богдан Хмельницкий» и «Вся власть Советам!», во втором зале — панно «Украина» и фризовые композиции «Днепр промышленный» (или «Труд») и «Отдых на Днепре» («Отдых»).

Первое панно посвящено роли реки в жизни Киевской Руси в целом и средневекового города в частности. В то время по Днепру пролегал древний торговый путь, который в Лаврентьевской летописи назван «великим путём из варяг в греки» . На нём, в устье Почайны , действовал порт.

Панно — панорамная, эпическая по духу композиция. Яркая декоративность достигается за счёт контраста кусочков блестящей керамической плитки, уложенной по основным композиционных линиям и контурам, и матовых цветных цементов фона .

«Богдан Хмельницкий»

«Богдан Хмельницкий» — почти обязательный для тех времён сюжет, который также символически связан с темой объекта. Он должен был напоминать об освободительной войне гетмана , которая способствовала объединению разделённых Днепром частей Украины.

Размещено напротив панно «Днепр — торговый путь».

По мнению искусствоведов, схематическое трактование фигур и аппликативность пространственных планов делают это панно менее интересным по сравнению с первым .

«Вся власть Советам!»

Такими же схематическими стали и «островные» мозаичные панно «Вся власть Советам!» и « Украина » на торцевых стенах первого и второго залов ожидания.

Композиция «Вся власть Советам!» рассказывала о восстании арсенальцев против Центральной Рады в январе 1918 года. Изображение пронизано плакатной пафосностью .

«Украина»

Во втором зале ожидания изображены несколько сюжетов, скомпонованных в виде фриза , которые объединяла главная мозаика «Украина».

Девушка в национальном костюме стоит со снопом пшеницы у перекрытой плотиной реки, олицетворяла собой образ «житницы» страны. По мнению исследователей, панно имеет слишком шаблонный вид .

Фризы

Застывшему и колористически насыщенному панно «Украина» своей динамичностью и скромной цветовой гаммой противоречат фризы «Днепр промышленный» и «Отдых на Днепре» .

Сграффито

Декоративное оформление здания завершает сграффито «Спорт на Днепре» на стене лестничной площадки, ведущей на открытую террасу ресторана. Образы спортсменов и девушки с веслом вызывают отдалённые ассоциации с искусством 1930-х годов. В то же время они лишены идеологического подтекста .

Примечания

  1. , с. 630—631.
  2. . Дата обращения: 23 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  3. . Архивировано из 16 июля 2014 года.
  4. , с. 80.
  5. , с. 81.

Литература

  • Моляр, Евгения. // Каталог проекта «Soviet mosaics in Ukraine». — 2013. 7 июля 2021 года.
  • Корусь, Елена. Монументальные произведения Валерия Ламаха и Эрнеста Коткова // Антиквар. — 2016. — 15 августа ( № 97 ).
  • . Монументально-декоративне мистецтво // : [ укр. ] / НАН України. ІМФЕ ім. М. Т. Рильського; голов. ред. Г. Скрипник , наук. ред. Т. Кара-Васильєва . — Київ, 2007. — Т. 5 : Мистецтво XX століття. — С. 626—663. — 1048 с. — ISBN 966-02-4107-0 .
Источник —

Same as Мозаики Киевского речного вокзала