Interested Article - Traditio legis

Traditio legis. Мозаика в Мавзолее св. Констанции (Рим). Около 345 г.

Traditio legis ( лат. передача, вручение Закона ), иначе Христос-законодатель — сюжет в иконографии раннехристианского изобразительного искусства. На композиции Иисус Христос изображается, как правило, безбородым, восседающим на троне или стоящим, в окружении апостолов Петра и Павла. Господь передаёт свиток апостолу Петру или (реже) Павлу. В некоторых случаях на свитке помещается надпись DOMINUS LEGEM DAT (отсюда название иконографического типа). Сохранившиеся артефакты Traditio legis (всего около 40) датируются второй половиной IV — первой половиной V вв. и имеют (за немногими исключениями) италийское происхождение.

«Traditio legis» в памятниках раннехристианского искусства

Композиция «Traditio legis» характерна для памятников на территории Италии, однако, её истоки следует искать в восточной церкви. Предполагают, что на занавесе кивория храма Св. Софии в Константинополе времён императора Юстиниана существовала подобная композиция . Вероятно, в апсиде старой базилики Святого Петра в Риме имелось изображение Христа на троне в окружении апостолов Петра и Павла (не сохранилось) .

Совершенно уникальна иконография развёрнутого типа композиции «Traditio legis» в конхе римской церкви Санта-Пуденциана . Тему предстояния Церкви Христу на Страшном суде раскрывают две женские фигуры, изображённые рядом с апостолами: святые Пракседа и Пуденциана. В центре изображён Христос в золотых ризах, восседающий на троне. По сторонам — Пётр и Павел, другие апостолы (по шесть с каждой стороны). Тему предстояния Церкви Христу раскрывают две женские фигуры, изображённые рядом с апостолами: святые Пракседа и Пуденциана. Они «символизируют Церковь от язычников, среди которых проповедовал Павел, и Церковь от иудеев, которых привёл ко Христу апостол Пётр» .

Среди источников композиций Traditio legis можно назвать: саркофаге Юния Басса ( Собор Святого Петра , Рим ; мраморный рельеф, 359 г.) , в капелле св. Аквилина ( Сан-Лоренцо-Маджоре , Милан , мозаика, конец IV в.) , в крестильне св. Иоанна ( Собор св. Януария , Неаполь , фреска IV в.) , на саркофаге Стилихона ( Базилика Святого Амвросия , Милан , мраморный рельеф, конец IV в.) , в Баптистерии православных ( Равенна , рельеф на стукко , V в.) , на мраморном ковчежце в Национальном музее Равенны (середина V в.) и мн. др. В мозаике Traditio legis в Мавзолее св. Констанции (Рим, IV в., см. фото) надпись на свитке DOMINUS PACEM DAT — результат неграмотной реставрации . Поздний образец воплощения сюжета (дань старинной традиции) — рельеф конца XII в. на портале миланской базилики Св. Амвросия.

См. также

Примечания

  1. Господь даёт Закон (лат.).
  2. Штендер Г. М., Сивак С. И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. — СПб.: Византинороссика. Труды С-Петербургского общества византино-славянских исследований, 1995. — Т. 1. — С. 291
  3. Захарова А. В. Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до ΧΙ века // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — М: Изд-во МГУ, 2015. — № 1 (2). — С. 31—62
  4. Давидова М. Г . Программа декоративного убранства базиликальной церкви. Краткий очерк итальянского искусства IV—XIV веков. — СПб: СПбГЛТА, 2004. — С. 9
  5. .
  6. Фото мозаики .
  7. . от 14 сентября 2018 на Wayback Machine .
  8. . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine .
  9. 14 декабря 2013 года. .
  10. . от 14 декабря 2013 на Wayback Machine .
  11. Господь даёт мир.
  12. Rasmussen M.B. Traditio legis Motiv [...], S.25.
  13. . от 31 декабря 2014 на Wayback Machine .

Литература

  • Schumacher W.N. Dominus legem dat // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte 54 (1959), p.1-29.
  • Davis-Weyer C. Das Traditio-legis-Bild und seine Nachfolge // Münchener Jahrbuch der bildender Kunst 12 (1961), S.7-45.
  • Nikolasch F. Zur Deutung der "Dominus-legem-dat"-Szene // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte 64 (1969).
  • Ensoli S., La Rocca E. Aurea Roma: dalla città pagana alla città cristiana. Roma, 2000.
  • Rasmussen M.B. Traditio legis Motiv: Bedeutung und Kontext // Late Antiquity: art in context. Copenhagen, 2001, S.21-52.
  • Cappelletti L. Gli affreschi della cripta anagnina iconologia. Roma, 2002, ISBN 88-7652-910-1 .
  • Jensen R. Living water: images, symbols, and settings of early Christian Baptism. Leiden: Brill, 2011, p.262-264.

Ссылки

  • (предварительный просмотр)
Источник —

Same as Traditio legis