Interested Article - Партиципаторный музей

Партиципато́рный музей ( англ. participate — участвовать ) — учреждение культуры, в котором «посетители могут заниматься творчеством, обмениваться впечатлениями и общаться на связанные с учреждением темы» .

Об авторе термина

Нина Саймон — куратор и музейный эксперт в области организации взаимодействия с публикой, исполнительный директор Музея искусства и истории в Санта-Крузе, автор книг и статей по теории современного искусства, например The Art of Relevance , Museum 2.0 .

В 2010 выпустила одноимённую книгу «Партиципаторный музей», которая впоследствии некоторыми экспертами была описана как «будущее классической музеологии» и «незаменимый гид». В России издание было опубликовано в 2017 году издательством Ad Marginem , тиражом 3000 экземпляров.

Описание

Термин описывает новой направление в культурной деятельности, а именно музее — партиципаторном подходе (от англ. Participate — участвовать). Участие подразумевает под собой вовлечение зрителей в происходящий культурный процесс и отказ от авторитарной позиции руководства. Важным моментом является привлечение людей в диалог между музеем и собой и сделать посетителей активными соучастниками культурного процесса.

Автор повествует об определённых методиках, которые рекомендуется использовать музеям для увеличения аудитории и их вовлечения в культурный процесс. С помощью соучастия, по мнению Нины Саймон, зритель становится частью музейной жизни и её развития или регресса.

Сама книга поделена на 11 глав, каждая из которых рассматривает аспекты партиципаторного опыта, которые возможно реализовать в музее . Концепция партиципаторного музея (музея соучастия) оценивает перспективы соучастия музея и зрителя, описываются digital платформы и то, как они создаются, а также повествуется о том, как сотрудничество и коммуникация с отдельным посетителем или группой отличается от сотрудничества в научной деятельности.

Суть термина

Партиципаторность строится на приглашение зрителей стать частью музейной жизни: создать собственный объект или же приобщиться к чужому творческому опыту.

Идея автора заключается в том, что в эпоху интернета большинство людей, в особенности школьники и студенты привыкли к тому, чтобы их завлекали в процесс с помощью социальных сетей и современные культурные учреждения должны подстраиваться под эту тенденцию и создавать выставочные проекты согласно данному процессу развития. Этому могут способствовать традиционные маркетинговые ходы, которые задействуют ведение страниц в социальных сетях, e-mail рассылки, создание сайта для музея . Также, при углубленном изучении данного термина важно применять такие техники вовлечения как коллективные игры и индивидуальный подход к каждому зрителю.

Партиципаторность является высшей степенью коллаборативности, и основная миссия заключается в том, чтобы голос публики был услышан и принят руководителями музейных институций .

Сегодня музеи стараются включать различные методы соучастия в аспектах вовлечения аудитории. Они выходят за пределы одного места и распространяются как в городское, так и в цифровое пространство, создавая при этом новый новый потенциал эмоционального воспрития аудиторией .

Кроме того, зрители являются не просто потребителями, а творцами искусства и его медиумом. К. Кравагна отмечает, что художественные практики, основанные на соучастии важны, потому что производят изменения на «символическом уровне»: совершают трансформацию в сознании участников, способствуют росту гражданской сознательности, предлагают варианты критического осмысления социокультурной ситуации .

Так или иначе, музеи стремятся заполнить недостающие за годы социальные связи со зрителями и вписаться в общественные изменения посредством критического переосмысления своей деятельности .

Значимость теории заключается в получении коммуникационного опыта от музейной организации. Человеку нужно встроиться в культурное пространство, где он находится в потоке происходящего . Основная суть посыла заключается в том, что важно создать креативное пространство, где мы все сможем взаимодействовать с происходящим в культурной сфере и иметь возможность обучаться и приобретать новые знания с интересом и креативом.

Партиципаторный музей открыл многим музеям «второе дыхание» и продолжает это делать, опирать на актуальные коммуникационные стратегии по привлечению потенциального зрителя. С помощью Нины Саймон и её теории многие музейные институции, от крупных до региональных, приобрели незамениые навыки в построении связи с человеком, который приходит или только хочет посетить выставочное пространство.

Предпосылки развития термина

В 1990е Николя Буррио публикует эссе о «реляционном искусстве », где вводится термин « эстетика взаимодействия », который обосновывает искусство как процесс вовлечения зрителя. Новой формой искусства стали «встречи, свидания, демонстрации, различные типы сотрудничества между людьми». Однако существует различие между теорией Николя Буррио и Нины Саймон, которое заключается в том, что первый автор анализирует стратегии, которые используют для вовлечения зрителей в художественный процесс сами создатели произведений искусства, в то время как Нина Саймон пишет о том, что могут сделать в этом направлении именно представляющие художников институции .

Применение концепции партиципаторного музея в массовой культуре

Музей одним из первых внедрил в свою выставочную деятельность партиципаторные элементы участия. Посетители могут оставлять комментарии на счет того, что можно улучшить в музее, какие инновации они хотели бы видеть в будущем. Зрители также могут приносить свои работы и выставлять их на выставках. Музей активно ищет возможности партиципаторности в рамках современного развития общества .

Галерея Tate Britain решила открыть свою коллекционную базу данных для всех желающих. Так, галерея представила метаданные о произведениях искусства и художниках из своей коллекции-всего в коллекции хранится более 70 000 объектов искусства . Все данные предоставлены на языке .JSON , который обычно используется для обработки данных. С помощью предоставления в общем доступе этих данных, любой может извлечь информацию и использовать в своих целях. Так, например, дизайнер Флориан Краутли изобразил объём работ каждого отдельного художника, представленного в галерее. Астроном Джим Давенпорт прописал высоту и ширину всех работ в коллекции Tate Britain. Изучая все комментарии людей, был сделан вывод, что обмен данными заставляет людей говорить о художниках и произведениях, анализировать, визуализировать и интерпретировать данные. Люди участвовали в процессе изучения коллекций и предлагали свои варианты и самое главное знакомились с большим количеством работ галереи, о которых раньше могли и не слышать.

Критика

Многие критики обвиняют концепцию партиципаторного музея в том, что она заглушает настоящие знания, обескураживает и делает искусство банальным, посредственным и ложно демократизированным.

«Мнения экспертов исчезают, так как в процессе упрощения люди перестают учиться у тех, кто обладает авторитетными знаниями о музеях и искусстве. Они начинают общаться друг с другом, думая что такое общение обогатит их культурно, хотя они абсолютно не правы, человеку всегда нужно учиться у тех, кто больше знает и может чему-то научить» .

Все больше экспертов сходятся во мнении, что партиципаторный музей-это просто участие ради участия, которое не несет никакой ценности. Музеи применяют данную концепцию для того, чтобы зритель почувствовал себя нужным, а самое важное, чтобы он просто пришел и создал видимость большого потока людей, якобы интересующихся искусством.

См. также

Примечания

  1. Н. Саймон. Партиципаторный музей / пер. с англ. А. Глебовской. — М.:: Ад Маргинем Пресс, 2017. — С. 12. — 439 с. — ISBN 978-5-91103-368-2 .
  2. Nina Simon. The Art of Relevance. Museum 2.0, 2016.
  3. (англ.) . Дата обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
  4. . Ad Marginem . Дата обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
  5. . Артгид . Дата обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
  6. Aline Gubrium, Krista Harper. Participatory Visual and Digital Merhods. Walnut Creek, CA: Left Coast Press, 2013. 227 P.
  7. А. Заводской, В. Склез, К. Суверина. Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории — М. 2019. — 400 с.
  8. Kravagna С. Working on the Community: Models of Participatory Practice
  9. Бишоп К. Искусственный ад: искусство участия и политика зрительской вовлеченности // Худож. журн. 2005. № 58/59
  10. Волкова И. И. Игровая парадигма исследований массмедиа // European Social Science Journal. 2014. № 5: в 2-х т. Т. 2. С. 228—232.
  11. Николя Буррио. Реляционная эстетика / Постпродукция / пер. с англ. Алексей Шестаков. — М.: Ад Маргинем, 2016. — 216 с.
  12. . Дата обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
  13. (англ.) . . Дата обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
  14. (англ.) . Дата обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
  15. (англ.) . обращения: 24 января 2020. 24 января 2020 года.
Источник —

Same as Партиципаторный музей