Interested Article - Леденёв, Роман Семёнович

Рома́н Семёнович Леденёв (4 декабря 1930 — 15 августа 2019) — советский и российский композитор и музыкальный педагог, профессор Московской консерватории . Народный артист Российской Федерации (1995).

Биография

Родился 4 декабря 1930 года в Москве. В 1948 году окончил ЦМШ (класс сочинения Е. И. Месснера и В. Я. Шебалина ), в 1955 году — Московскую консерваторию (класс Н. П. Ракова , А. Н. Александрова ), в 1958 году — аспирантуру при консерватории по специальности «сочинение» (руководитель — А. Н. Александров).

С 1956 года работал Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского . С 1956 по 1964 годы преподавал полифонию, сольфеджио , инструментовку, гармонию, сочинение (в качестве ассистента) на кафедре теории музыки. С 1978 года вёл класс сочинения, с 1991 года профессор . Преподавал в консерватории до конца своих дней .

С 2006 года также работал преподавателем Центральной музыкальной школы по классу композиции.

Был членом Союза композиторов СССР (Российской Федерации). Занимал должность Секретаря Союза композиторов Российской Федерации (1970—1973 и 1995—2006).

Также был членом Союза кинематографистов и Международной академии творчества.

Роман Семёнович Леденёв похоронен в Москве на Троекуровском кладбище .

Творческое направление

Главные темы творчества композитора — тема Родной земли, любимой во все времена, и тема русской природы с её бескрайними просторами и небесными высями, поэтому музыка Леденёва исполнена возвышенной красоты, естественности, кристальной чистоты.

Стиль Леденёва сформировался под воздействием разных, иногда диаметрально противоположных друг другу музыкальных стилей. В студенческие годы (1948 — 1958) Леденёв испытывал сильное влияние музыки Сергея Прокофьева , в произведениях которого композитор слышал особое гармоничное соединение традиционного и новаторского подхода к музыкальной композиции. Позже, в эпоху шестидесятых, Леденёв тщательно изучал произведения композиторов, входящих в так называемую Новую венскую школу , в особенности, творчество Антона Веберна . Леденёв так вспоминал этот период своего творчества: «Под влиянием Веберна я заинтересовался другим типом письма, экономным. Мне было важно одной строчкой, одной интонацией достигнуть того, чего я достигал партитурной страницей» . В семидесятые годы интересы Леденёва обратились на диаметрально противоположную стилистику: он увлёкся творчеством Георгия Свиридова . Роман Леденёв этот поворот объяснил так: «Он [додекафонный стиль] показался мне слишком рациональным, а мне всегда хотелось идти от эмоции, от ощущения, а не от заданной идеи» . Светлана Савенко писала о том, что, «Леденёв не столько плыл в фарватере Свиридова, сколько возрождал для себя вечные ценности русского классического искусства» . Национальная традиция стала опорой творческого стиля Леденёва .

Музыка Леденёва часто исполняется в лучших концертных залах в России и за рубежом, входит в постоянный репертуар блестящих исполнителей В. И. Федосеева , Б. Г. Тевлина , Ю. А. Башмета , В. К. Полянского , В. Н. Минина , и многих других.

Сочинения

Музыкальный театр

  • Балет «Сказка о зелёных шарах» (1967)

Сочинения для оркестра

  • «Русь — зелёная и белоснежная»
  • Симфония в простых ладах (1991)
  • Вариации на тему Гайдна (1996).

Сочинения для солирующего инструмента с оркестром

  • Концерт для скрипки (1964; изд. — М., 1972)
  • Концерт-поэма для альта (1964; М., 1967)
  • Концерт-элегия для виолончели (1979; М., 1983)
  • Концерт-романс (1981)
  • «Эпиграфы» для флейты и камерного оркестра (1989)
  • «Концертная речитация» для виолончели с оркестром (1990)
  • «Что-то неясное…» (концертная фантазия для скрипки с оркестром, 1995)
  • «Con sordini (Маленький реквием)» для альта и камерного оркестра (1998)
  • «Триптих памяти Свиридова» (1999), симфоническая повесть «Зимний путь» памяти Б. Чайковского (2001)

Камерно-инструментальные сочинения

Десять эскизов (1967; М., 1977), Семь настроений (1967; М., 1979; Leipzig, 1972), Ноктюрны (1968; Budapest, 1972), Четыре зарисовки (1972; М., 1979), Шесть пьес для струнного квартета и арфы (1966; М., 1971), «Метаморфозы темы И. С. Баха» для альта и камерного ансамбля (1993)

«Я играю на кларнете», сюита для кларнета с фортепиано (1972; М., 1975)

Соната для кларнета и фортепиано (1952; М., 1960), Струнные квартеты (1958, 2000), Прелюдия и хорал для квартета с фортепиано (2002); «Цветные открытки» для 2 фортепиано (2002)

Соната для фортепиано (1957; М., 1960)

Вокальная музыка

Две оратории, две кантаты, «Времена года» для двух хоров и инструментального ансамбля (цикл циклов в шести тетрадях), Четыре духовных песнопения (1991), Шесть фрагментов из Всенощного бдения (1995), «Венок Свиридову» (слова С. Есенина, А. Блока, В. Кострова; 1998), «Из часослова Р.-М. Рильке» (2000), Три миниатюры для женского хора (2003), «Русские картины», «Гимны России» (оба — слова русских поэтов; 2003), Пять духовных сочинений (2004), «Непропетая песня» (слова современных поэтов России), «В сумерках» (слова А. Блока и В. Ходасевича), «Парижская нота» (слова русских поэтов-эмигрантов; все три — 2005), «Шесть стихотворений русских поэтов» для женского хора (2006), «Из русской поэзии» (10 хоров) для смешанного хора (2006)

«Некрасовские тетради» для баса и фортепиано (1974; М., 1984), поэма «Родная сторона» на слова Н. Некрасова, «Три поэмы» на слова Н. Рубцова (1988), «Ночь и день» для сопрано и фортепиано (на слова А. Фета и Ф. Тютчева, 2000)

Музыка для кино

Звания и награды

Общественная деятельность

Роман Леденёв входил в жюри всероссийских и международных конкурсов:

  • Конкурс альтистов Ю. А. Башмета (Москва, 1995);
  • Конкурс молодых композиторов (Москва, 1997 и 1998);
  • Конкурс молодых композиторов им. П. И. Юргенсона (Москва, 2001, 2003 и 2005);
  • Конкурс молодых композиторов им. А. Г. Шнитке (Москва, 2002);
  • Конкурс молодых композиторов им. Л. Сумера (Эстония, 2003);
  • Конкурс молодых композиторов им. А. Мурова (Новосибирск, 2003 и 2006);
  • Конкурс вокалистов им. Г. В. Свиридова (Курск, 2001);
  • Музыкальный и литературный конкурсы, проводимые в рамках фестиваля «Вера, Надежда, Любовь…» (2005);
  • Конкурс «Современное искусство и образование» (в номинации «Композитор-исполнитель»), председатель жюри (2006).

Ученики

Роман Леденёв воспитал несколько поколений студентов. Среди его учеников:

  • (Аргентина);
  • Владимир Генин (Германия);
  • (Россия);
  • (Россия);
  • (Россия);
  • Роман Львович (Россия);
  • (Япония);
  • (Великобритания);
  • (Россия);
  • (Камбоджа);
  • (Ливан);
  • (Молдавия);
  • (Люксембург).

Литература

  • Холопова В. Лабиринты творчества Романа Леденева // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М. 1994.
  • Скурко Е. Он как художник максимально честен. Заметки о симфонии Р. Леденёва // Музыкальная академия. 1997. № 2.
  • Левко О. Камерно-инструментальное творчество Р. Леденёва / Дипломная работа (Моск. конс.), 1983.
  • Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования. М., 2007.

Ссылки

Примечания

  1. Roman, Рома́н Семёнович Ledenev // (фр.)
  2. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  3. . orpheusradio.ru . Дата обращения: 25 апреля 2023. 4 декабря 2020 года.
  4. . Дата обращения: 31 декабря 2019. 31 декабря 2019 года.
  5. Предисловие и запись беседы с Р. С. Леденёвым М. Катунян // Роман Леденёв: статьи, материалы, исследования. Монографический сборник. Очерки творчества / ред.-сост. М. И. Катунян. М.: Московская гос. консерватория, 2007. С. 14–38.
  6. Савенко С. «Главное — не терять естественности…» Беседа с комментариями // Роман Леденёв : статьи, материалы, исследования. Моно­графический сборник. Очерки творчества / ред.-сост. М. И. Катунян. М. : Московская гос. консерватория, 2007. С. 40–50.
  7. (англ.) . mus.academy . Дата обращения: 25 апреля 2023. 10 мая 2022 года.
  8. (недоступная ссылка)
  9. . Дата обращения: 21 августа 2022. 21 августа 2022 года.
Источник —

Same as Леденёв, Роман Семёнович