Interested Article - Диминуция
- 2021-03-30
- 1
Димину́ция ( лат. diminutio — уменьшение) — техника ритмической композиции и приём орнаментики в старинной музыке.
Под диминуцией как техникой ритмической композиции обычно понимается пропорциональное уменьшение длительностей по отношению к прежде звучавшей (или нотированной) исходной мелодии, теме. Применялась преимущественно в полифонической музыке Средних веков, Возрождения и барокко. В изоритмических сочинениях диминуция — ритмическое уменьшение тальи к концу сочинения, обычно достигаемое путём смены мензуры (см. Мензуральная нотация ). В имитационной полифонии — один из приёмов канонической техники (пропорциональный, или мензуральный, канон ), то же, что уменьшение ; технике уменьшения в имитационной полифонии противоположна по смыслу техника пропорционального ритмического увеличения, или аугментация .
В XVI—XVII веках диминуция (синонимы: в Италии — passagio , в Испании — glosa , в Англии — division , во Франции — double ) — приём орнаментики , замена оригинальной большой длительности пассажем из нот меньшей длительности (в сумме составлящих величину оригинальной длительности). Изначально диминуция была импровизационной (например, в Папской капелле в Риме ), позже (в сочинениях К. Меруло , Дж. Габриели и А. Габриели , А. Кабесона , А. Корелли и многих других) выписывалась в нотах.
Литература
- Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127—157.
- Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Москва, 1978.
- Garden G., Donington R. Diminution // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L., N.Y., 2001.
- Diminutions // Jackson R. Performance practice. A dictionary-guide for musicians. New York: Routledge, 2005, p. 120-127.
- 2021-03-30
- 1