Айк (мифы)
- 1 year ago
- 0
- 0
Айк ( арм. Հայկ ) или Айк Наапе́т ( арм. Հայկ նահապետ ), Айк Дюца́зун ( арм. Հայկ դյուցազուն ), Айк-лучник ( арм. Հայկ աղեղնավոր ), также Хайк , Гайк , в грузинских источниках Гаос — легендарный прародитель армянского народа , а также основоположник легендарной династии Хайкидов (Хайказуни) . По библейско-христианской традиции, является одним из потомков библейского Торгома (Фогармы) . Предание о Айке сохранилось в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V век). Первый среди равных «родоначальников» кавказских народов .
Согласно древнеармянской мифологии , самоназвание армян hay происходит от имени исполина Айка . Во главе 300 мужей и их семей он перешёл из Месопотамии на побережье Вана и основал армянское государство, начертив его границы вокруг трёх озёр: Ван , Урмия и Севан , а все вместе — вокруг горы Арарат . Правитель Вавилона титан Бэл вторгся в Армению. В армянской исторической традиции Бел ассоциируется с Нимро́дом , который в Библии упоминается как царь Вавилона. Предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (Кн. I, Гл. 4). По приблизительным расчетам Гевонда Алишана 11 августа 2492 года до н.э . (по другой версии возможно в промежуточный период 3100-2800 гг до н.э.:согласно Септуагинты , где строительство Вавилонской башни датируется в начале III тыс. до н.э.) в местности Айоц дзор («Армянское ущелье») произошло сражение, в котором Айк сразил Бэла выстрелом из лука . Тело Бэла подняли на вершину горы Немрут и сожгли. Согласно преданиям, пепел превратился в воду, а воины Бэла и караваны его верблюдов от страха окаменели. Вскоре после этого Айк основал на месте битвы крепость Айкаберд и город Айкашен в армянской провинции Васпуракан .
Впоследствии Айк был обожествлен, и народ начал называть себя словом hay , подчёркивая свою родословную от легендарного исполина. Перед смертью он передал правление своему старшему сыну — Араманьяку .
11 августа по древнеармянскому календарю является днём всенародного праздника Навасарда — армянского нового года .
Вардан Аревелци
.
«Всеобщая история»
, XIII век
:
« От Хайка происходит Араманиак, от которого получила своё наименование гора Арагатц . От Араманиака — Армаис, который построил Армавир. Армаис родил Амасда, от которого получила своё наименование гора Масис . Амасия родил Гехама, который построил Гехаркуни. Гехам родил Сисака, от которого происходит Сюник , и Хармая, который родил Арама, именем которого все народы называют нас Арменами ». |
Потомками Айка были Хайкиды — династия легендарных царей и родовладык Армении .
Согласно традиции, от праотца Айка и его потомков, произошли многие княжеские роды . От Хора вели свою родословную Хорхоруни , от Манаваза: Манавазиан, Безнуниан, Басен, Уордуни (считается, что все эти три рода погибли в усобицах после Трдата , кроме Басенов, которых раньше называли Пасьяны). Также от Айка и его потомков вели родословную Сисакяны , Бзнуни, Мандакуни, Ангехеа, Варажнуни, Апахуни, Арраншахи и другие .
От имени Арама (одного из потомков Айка) происходят разные формы этнонима armen , которым армян обозначают соседи
В легенде присутствует ряд фактов и персон, связанных с Урарту : Хайк Наапет иногда отождествляется с богом Халди , а основание Вана Семирамидой , урартский царь Арама , толкуются Хоренаци в контексте армянской истории. Такое толкование «истории Араратского мира» было широко принято и в последующие века:
«Из Династии Гайка от наследников его родился Арай, прозванный на армянском языке гехецик, то есть прекрасным или благообразным. Именем Арая, в память его, названа высочайшая гора в Армении Араратом, толико известная в Священном Писании, где упоминается гора Арарат и страна Араратская, как древнейшее государство Армении»
— (с. 26-27)
Историк Б. А. Арутюнян отождествляет Арама, описанного Мовсесом Хоренаци , с «армянским царём Эрименой-Арамани» .
Согласно генеалогической схеме грузинского автора Леонтия Мровели (XI век), Айк был первым среди равных «родоначальников» кавказских народов . Его младшие братья:
Гаос — эпоним армян. По генеалогической схеме Л. Мровели, Гаос — первый среди равных «родоначальников» кавказских народов.