Балиев, Никита Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никита Фёдорович Соковнин (не позднее 1698—1770) — русский военачальник, генерал-аншеф . В исторической литературе чаще всего упоминается в связи с тем, что у него служил в юности адъютантом унтер-офицер Лейб-гвардии Семёновского полка Александр Васильевич Суворов .
Выходец из дворянского рода Соковниных , который в XVII веке считался боярским и являлся одним из самых богатых и влиятельных в русском царстве. Правнук окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина (ок. 1600—1662), приближённого, и, предположительно, родственника первой жены царя Алексея Михайловича Марии Милославской (1624—1669). Внучатый племянник ключевых деятельниц русского старообрядчества , боярыни Феодосии Морозовой (1632—1675) и княгини Евдокии Урусовой (1635—1675), дочерей Прокофия Фёдоровича, до замужества — Соковниных.
В последней трети XVII века, уже после смерти Прокофия Фёдоровича и царицы Марии Милославской , вся семья Соковниных подверглась репрессиям. Боярыня Морозова и княгиня Урусова , за поддержку старообрядчества, были сосланы в Боровск и там осенью 1675 года уморены голодом, а их доверенные слуги, числом 14, по царскому приказу заперты в деревянном срубе и сожжены . Их брат, окольничий Алексей Прокофьевич Соковнин (ок. 1630—1697) был четвертован на Красной площади по приказу Петра I вместе со своим зятем , предком поэта. Наконец, Фёдор Прокофьевич Соковнин (около 1630—1697 или несколько позже), боярин и окольничий, после казни брата был сослан с семьёй в дальние деревни, где вскоре умер.
Один из эпизодов трагической история рода Соковниных послужила основной для картины художника В. И. Сурикова « Боярыня Морозова », а А. С. Пушкин упоминает своего предка, Фёдора Пушкина, казнённого вместе с тестем, А. П. Соковниным, в стихотворении « ».
Никита Фёдорович Соковнин был сыном стольника Фёдора Фёдоровича Соковнина (ок. 1660—1698), который сравнительно молодым человеком скончался в ссылке вскоре после своего отца, Фёдора Прокофьевича. В некоторых случаях Никиту Фёдоровича называют младшим братом Фёдора Фёдоровича, однако, это, скорее всего, ошибка. Наиболее вероятной датой его рождения следует считать вторую половину 1690-х годов. Большую часть своего детства Никита Фёдорович провёл в ссылке, откуда его вместе с семьёй в дальнейшем возвратили.
Практически вся многолетняя военная служба Никиты Фёдоровича была связана с Лейб-гвардии Семёновским полком . Будучи офицером-семёновцем, он, как считается, пострадал по делу Артемия Волынского , и едва не повторил судьбу других членов своей семьи. Однако, пришедшая в власти императрица Елизавета амнистировала его, как и других сторонников Волынского, и даже приказал организовать торжественную церемонию Возвращения чести (включавшую в себя возвращение шпаг) перед строем лейб-гвардии Семёновского полка, по окончании которой Соковнин и несколько его товарищей снова вернулись к службе в полку офицерами. Хотя роль Никиты Соковнина в так называемом кружке Волынского неизвестна, а некоторые историки вообще сомневаются в том, что он проходил по этому делу, все последующие двадцать лет своего правления императрица Елизавета неизменно благоволила Соковнину. На всём протяжении 1740-х годов он служил штаб-офицером Семёновского полка, в 1750—1755 годах был его командиром. Был произведён 25 декабря 1755 года в генерал-лейтенанты и впоследствии состоял в этом чине в период правления Петра III . 30 августа 1757 года был награждён орденом Александра Невского , на тот момент — вторым по старшинству после ордена Андрея Первозванного .
Ничего не имела против Н. Ф. Соковнина и Екатерина Вторая . Не позднее 1762 года он был произведён в генерал-аншефы , после чего, вероятно, вышел в отставку.
Несмотря на разветвлённость рода Соковниных, приводившую к многочисленным разделам имущества, и репрессии, которым он систематически подвергался во второй половине XVII века, Н. Ф. Соковнин оставался очень богатым человеком. По состоянию на 1762 год, в Орловском уезде ему принадлежало 1764 души крепостных крестьян, и в Московском уезде ещё 174, итого, почти 2 000 душ. Соковнин владел каменным домом в Москве, и обширными поместьями под Орлом .
Супругу Соковнина, по некоторым данным, звали Екатерина Григорьевна. Похоронен он был, вероятнее всего, в церкви Николы Красный Звон , в Китай-городе , служившей фамильной усыпальницей Соковниных.