Ван дер Вейден, Рогир
- 1 year ago
- 0
- 0
Госвин ван дер Вейден ( нидерл. Goswin van der Weyden ) или Гооссен ван дер Вейден ( нидерл. Goossen van der Weyden ; ум. после 1538) — фламандский художник эпохи Возрождения, внук Рогира ван дер Вейдена , один из основателей Антверпенской художественной школы .
Родился в Брюсселе в семье художника , который унаследовал художественную мастерскую от отца, Рогира ван дер Вейдена . Художественное наследие либо практически полностью утрачено, либо в достаточной степени не выявлено. Художественное образование Госвин ван дер Вейден вероятнее всего получил в мастерской своего отца. С 1492 года он жил в Лире , где создал свою мастерскую, и работал, в частности, над заказами местной церкви святого Гуммара .
Не позднее 1500 года (а, вероятно, ранее) Госвин ван дер Вейден переехал в Антверпен , где получил статус гражданина города под именем Гооссен ванд(ер) Вейден ( нидерл. Goessen vand[er] Weyden ). Вероятно, он вступил в Антверпенскую гильдию Святого Луки (гильдию художников) в 1500-1501 гильдийном году (однако, записи Антверпенской гильдии за этот период, по-видимому, утрачены). Он взял себе нескольких учеников в Антверпене в период с 1503–1504 годов (когда были взяты первые ученики) до 1522–1523 годов (когда он обучал последнего). Его собственный сын, Рогир ван дер Вейден, названный в честь деда, также был одним из учеников.
Госвин ван дер Вейден управлял большой мастерской в Антверпене. Он долгое время жил на улице Huidevettersstraat в здании, принадлежавшем аббатству Тонгерло, и писал по заказам этого монастыря многочисленные работы, некоторые из которых сохранились. Покровителем и постоянным заказчиком работ Госвина был аббат Антониус Цгроотен ( нидерл. Antonius Tsgrooten ), возглавлявший аббатство Тонглеро в 1504—1530 годах.
Одно из последних упоминаний о Госвине Ван дер Вейдене в документах относится к 1538 году.
На сегодняшний день, Госвину ван дер Вейдену приписывается около 40 сохранившихся работ. Из них только для нескольких существуют документы, подтверждающие авторство художника (в основном это — работы, написанные для аббатства Тонглеро по заказам аббата Цгроотена), тогда как остальные атрибутируются ему на основании сходства с подтверждёнными работами. В связи с этим, многие атрибуции рассматриваются как спорные, и могут содержать ошибки в обе стороны (т.е. Госвину могут быть приписаны работы других мастеров, а другим мастерам или «неизвестному мастеру» — работы Госвина).
Лучшими работами Госвина ван дер Вейдена с подтверждённым авторством являются «Триптих аббата Антониуса Цгроотена» (1507, Королевский музей изящных искусств Антверпена ), «Житие Святой Димфны » (1505, Фонд «Феб») и «Мадонна с младенцем и донаторами » (1513, Берлинская картинная галерея ).
Стилистически Госвин ван дер Вейден явно ориентировался на своего деда, Рогира ван дер Вейдена , однако, для его времени такой стиль считался уже не новаторским, а, скорее, несколько архаичным. В работах Госвина искусствоведы находят влияние и других более ранних художников, таких, как Герард Давид .