Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан де Самсуа ( фр. Jean-François de Sampsois ; ок. 1710—1730, Париж — после 1808, Аахен ) — художник-портретист франко-швейцарского происхождения, работавший в России .
Жан де Самсуа родился в Париже в семье наёмника-швейцарца, служившего влиятельному французскому аристократу герцогу Жерве . Ориентировочной датой рождения обычно указывается 1720 год (возможно — значительно позже). В Париже обучился писать портреты пастелью , но кто был его учителем — неизвестно. Кроме пастели, работал также в технике портретной миниатюры и масляной живописи .
В первой половине 1750-х годов (в источниках встречаются даты 1751, 1752 и 1752 год) был приглашён в Россию, где работал при дворе императрицы Елизаветы Петровны . В 1757 году ездил в отпуск во Францию, после чего вновь вернулся в Россию, и работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях вплоть до 1763 года (чаще всего называется эта дата, хотя исполненный Самсуа портрет великого князя Павла Петровича датирован, как «не ранее 1764 года»).
За свои произведения Самсуа получал в России хорошие гонорары. Существует версия, высказанная искусствоведом В.Г. Клементьевым, что около 1780 года художник снова находился в России, так как обнаружилась запись о выплате из казны в 1780 году «живописцу Самсоу – 750 руб.».
После возвращения во Францию, продолжал работать как портретист, но без особого успеха. Долгое время считалось, что последний раз он упоминался, как здравствующий художник в 1797 году, однако, существует и указание на упоминание 1808 года.
Несмотря на долгий период творчества Самсуа во Франции, его творчество там практически неизвестно, а произведения в значительной степени не сохранились или не выявлены. С российским периодом творчества Самсуа все обстоит диаметрально иначе.
В Китайском дворце Ораниенбаума хранятся выполненные Самсуа 11 портретов придворных дам в аллегорических костюмах, символизирующих стихии, времена года и т.д.. Портреты украшают один из залов дворца (ныне — музей, доступный для осмотра) с момента его создания. Это — один из двух циклов портретов знатных дам России 18 столетия (второй — « Смолянки » за авторством Д. Г. Левицкого ).
Среди других сохранившихся работ Самсуа русского периода: миниатюрный портрет императрицы Елизаветы Петровны, для написания которого он был первоначально вызван в Россию ( Государственный Эрмитаж ) , портреты великого князя Павла Петровича (не ранее 1764, Государственный Русский музей ), портрет князя Николая Борисовича Юсупова (ранее — портрет неизвестного в голубом кафтане; 1770-е, Франция; Государственный Эрмитаж ) , портрет неизвестной дамы в голубом ( ГМИИ имени Пушкина , Москва).
Известно также, что Самсуа выполнил миниатюрные портреты великого князя Петра Федоровича и вице-канцлера М.И. Воронцова , украшавшие крышки табакерок .
Я. Штелин в своих «Записках об изящных искусствах в России» пишет, что Самсуа «написал уже много портретов знатных придворных с изрядным искусством, но только не с наилучшим рисунком. Выполнил также портрет посла Священной Римской Империи графа Эстергази , который особенно хорошо удался ему».
Цикл из 11 портретов русских придворных дам, украшающий один из парадных залов Китайского дворца , входящего в состав дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» в окрестностях Санкт-Петербурга с момента его создания, сегодня в первую очередь привлекает внимание к творчеству Самсуа. Дамы на портретах ( статс-дамы и фрейлины ) обычно описываются, как изображённые в маскарадных костюмах, однако, в действительности перед нами портреты- аллегории , на которых дамы отнюдь не запечатлены в маскарадных платьях, которые они носили на каком-либо реальном балу или празднике, а позируют в мастерской художника «в образах» и с атрибутами определённых сторон света , стихий и времён года . Всего портретов 11: четыре стихии, четыре времени года и три стороны света (никто из дам не пожелал изображать Африку).
Большинство портретируемых принадлежат и по рождению и по браку к высшей русской аристократии, хотя Матрёна Демешко, в браке Теплова («Америка») и Марина Закревская, в браке Нарышкина («Земля») являлись по рождению простолюдинками и возвысилась благодаря своему родству с Алексеем Разумовским , украинским пастухом, ставшим фаворитом и, согласно легенде, тайным супругом русской императрицы Елизаветы.
Три дамы, из числа изображённых на портретах, приходятся друг другу родными сёстрами: Мария Нарышкина («Европа»), Наталья Щербатова («Весна») и Матрёна Салтыкова («Осень») являются дочерьми тайного советника П.Ф. Балка-Полева . Также, целых три дамы на портретах являются жёнами представителей рода Нарышкиных , из которого происходила царица Наталья Кирилловна — мать императора Петра Великого и, соответственно, бабушка императрицы Елизаветы. Княгиня Мария Яковлевна Долгорукова по мужу является представительницей нецарствовавшей линии грузинского царского дома Багратионов (Багратиони) .