Interested Article - Сумин, Авенир Иванович

Авенир Иванович Сумин (1869, вероятно, Санкт-Петербург – 1913, вероятно, там же ) — русский предприниматель и ювелир-камнерез.

Биография

Фигурка мыши из халцедона работы мастерской Авенира Сумина, Санкт-Петербург .
Здание 1902 года постройки по адресу Невский проспект , дом №46, в первом этаже которого, предположительно, располагались магазин и мастерская Сумина.

Потомственный ювелир и мастер резьбы по камню. Сын Ивана Сумина (ум. 1894), ювелира-камнереза, владельца мастерской в Санкт-Петербурге .

Иван Сумин первоначально являлся мастером Екатеринбургской гранильной фабрики . В 1849 году ему поручили «сопровождать» в Санкт-Петербург массивную каменную чашу для Зимнего дворца . После передачи чаши Иван Сумин остался в Санкт-Петербурге, сперва в качестве гранильного мастера Императорского кабинета (учреждения, ведавшего личным имуществом императорской фамилии ). К 1869 году Иван Сумин накопил денег для основания собственной мастерской. Мастерская Сумина именовалась «Сибирские — уральские камни». В 1882 году изделия Сумина удостоились бронзовой медали на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве . В 1893 году Сумин представлял Россию на Всемирной Колумбовой выставке в США , по возвращении откуда вскоре скончался, как писал современник, «не вынеся до конца гибельного для него климата Чикаго » .

Его мастерскую унаследовал сын, Авенир Иванович Сумин , который сам был опытным ювелиром, обучавшимся под руководством петербургского ювелира Карла Верфеля, чтобы дополнить навыки, полученные первоначально от отца.

Мастерская Авенира Сумина располагалась на Невском проспекте (дом №46) и была наиболее известна изготовлением анималистических фигурок из уральских и сибирских поделочных камней, которые по стилю исполнения были близки к подобным фигуркам фирмы « Фаберже », однако, при весьма сходном качестве исполнения, первоначально продавались в 3-5 раз дешевле. В дальнейшем, сходство между работами Фаберже и Сумина стало причиной путаницы. Если русский искусствовед Л. К. Кузнецова в своей работе «Петербургские ювелиры» именует (по всей вероятности, справедливо) Сумина конкурентом Фаберже, то в западной литературе утвердилось мнение о том, что Сумин являлся мастером, который работал на фирму «Фаберже», или, по крайней мере, с ней сотрудничал. Такая точка зрения, вероятно, способствовала узнаваемости и росту цены на изделия Сумина.

В 1913 году Авенир Сумин получил звание собственного поставщика её императорского величества императрицы Александры Фёдоровны . Предполагается, что императрица в то время приобретала у Сумина каменные фигуры в подарок для дочерей. Однако, в том же году ювелир скончался. После этого фирму возглавил Сергей Георгиевич Осмоловский. После октябрьской революции 1917 года на фоне разрухи и голода в Петрограде спрос на ювелирные изделия снизился до нулевого, а частная коммерческая деятельность была запрещена революционным правительством и фирма прекратила существовать.

Галерея

Примечания

  1. Отчет Генерального комиссара Русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго , камергера Высочайшего двора П.И. Глуховского. СПб., 1895. С.22-27.

Литература

  • Л. К. Кузнецова . Петербургские ювелиры XIX — начала XX в. Династии знаменитых мастеров императорской России. Глава: Авенир Иванович Сумин – поставщик последней императрицы. М., 2017.
  • М.М. Постникова-Лосева , Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова, Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (2003)
  • G.von Habsburg-Lothringen & A.von Solodkoff, Fabergé - Court Jeweler to the Tsars (1979) ISBN 0-914427-09-1
  • Geoffrey Watts, Russian Silversmiths' Hallmarks (1700 to 1917) (2006)

Ссылки

Источник —

Same as Сумин, Авенир Иванович