Interested Article - Хассельберг, Пер
- 2021-11-07
- 1
Пер Хассельберг ( швед. Per Hasselberg ; имя при рождении Карл Петтер Окессон ; швед. Karl Petter Åkesson ; 1 января 1850, деревня Хассельстад поблизости от Роннебю , Блекинге , Швеция — 24 июля 1894, приход , Стокгольм ) — шведский скульптор.
Биография
Будущий скульптор родился 1 января 1850 года в небольшой деревушке Хассельстад поблизости от Роннебю в провинции Блекинге на юге Швеции. Он был шестым ребёнком в бедной семье. Его отец, Оке Андерсон, был мелким фермером, который, чтобы прокормить семью, участвовал в строительстве деревянных мостов, а также выполнял столярные и плотницкие работы.
Его сын Пер окончил сельскую школу в 12 лет, после чего стал учеником плотника в Карлсхамне . Достигнув больших успехов в своём ремесле он стал резчиком по дереву, и благодаря этому сумел заработать денег для переезда в Стокгольм , где днём брал заказы на оформление интерьеров резьбой по дереву, а по вечерам и выходным дням посещал занятия в ремесленной школе.
В 1876 году Пер получил стипендию от Шведского национального совета по торговле для поездки в Париж , где в следующем году был принят в Высшую национальную школу изящных искусств . Там он учился три года под руководством скульптора Франсуа Жоффруа , после чего, став профессиональным скульптором, на протяжении нескольких следующих лет оставался в Париже.
В 1881 году скульптура «Подснежник», выполненная из гипса молодым и ещё никому не известным скульптором-иностранцем, была не только одобрена взыскательным жюри для экспонирования на Парижском салоне , но и удостоилась так называемого почётного упоминания. Из всех шведов, в том году участвовавших в салоне, такие почести заслужил только Хассельберг. С этого дня его имя стало известным в Швеции.
Вскоре Хассельберг создал мраморную копию той же скульптуры, которая удостоилась золотой медали на Парижском салоне 1883 года. В дальнейшем скульптор создал ещё целый ряд мраморных и бронзовых повторений. Сегодня мраморные версии «Подснежника» можно увидеть в художественном музее Гётеборга , Швеция и Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене , Дания , а бронзовые версии установлены в городских скверах и на площадях Швеции как минимум в трёх местах.
Более того, начиная с 1887 года на Густавбергском фарфоровом заводе производились копии скульптуры из так называемого бисквитного («паросского») фарфора . Всего за сорок лет, вплоть до 1927 года было создано 1700 фарфоровых повторений скульптуры высотой 50 сантиметров и 625 высотой 60 см. Таким образом, «Подснежник» Хассельберга стал одной из самых популярных интерьерных скульптур в богатых домах Швеции.
Не меньшей популярность пользовались скульптуры Хассельберга «Лягушка» и «Водяная лилия», изображавших молодых и красивых девушек не слишком тяжелого поведения (слово «лягушка» во французском уличном сленге того времени означало также «проститутку» ) в весьма откровенных позах. Эти скульптуры также тиражировались в мраморе, бронзе и фарфоре, и в конечном итоге стали таким же обычным украшением шведских парков, как гипсовые «горнисты» и «пионеры» — парков СССР .
В идейном отношении Хассельберг примыкал к движению художников и скульпторов «Opponenterna» («Оппоненты») — шведского аналога « Передвижников ».
Прославившись Хассельберг вернулся в Швецию, но в 1885 году тяжело заболел. Зная о том, что дни его сочтены, Хассельберг продолжал трудится с неиссякаемой энергией. Превзойдя все прогнозы врачей, он прожил ещё девять лет и в 1894 году скончался в Стокгольме.
Галерея
-
«Подснежник», бронзовая версия.
-
«Подснежник», мраморная версия, Гётеборгский художественный музей
-
«Лягушка», бронзовая версия.
-
«Лягушка», мраморная версия, Гётеборгский художественный музей.
-
«Водяная лилия», бронзовая версия, Стокгольм .
-
Примечания
- ↑ (швед.) — 1917.
- Karl Peter or Per Hasselberg // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- Lennart Waern: Natursymboliken hos Per Hasselberg, Tidskrift för konstventenskap 29, Uppsala 1952, p. 71-91, there p. 85-86.
Литература
- Gunnarsson et al (eds), Annika (2010). Per Hasselberg: Waldemarsuddes utställningskatalog. Malmö Stockholm: Arena/Åmells Artbooks Prins Eugens Waldemarsudde, ISBN 978-91-7843-325-4
- Nordensvan, Georg (1928). Svensk Konst och Svenska Konstnärer i nittonde århundradet. 2. Från Karl XV till sekelslutet, Bonnier, 1928, p. 460-468.
- Röstorp, Vibeke (2013). Le Mythe du retour. Les Artistes scandinaves en France de 1889 à 1908, Stockholm, Stockholms universitet, 2013.
- Torell, Ulf (2007). Per Hasselberg: den nakna sensualismens skulptör (in Swedish). Ronneby: Ronneby hembygdsförening, ISBN 978-91-975092-3-7
- Waern, Lennart (1952). Natursymboliken hos Per Hasselberg, Tidskrift för konstventenskap 29, Uppsala 1952, p. 71-91.
- 2021-11-07
- 1