Флавий Бавтон
- 1 year ago
- 0
- 0
Хампельман ( нем. Hampelmann ) — традиционная европейская , преимущественно немецкая детская игрушка, приводимая в движение путём дерганья за ниточки. В отличие от классической марионетки , используемой в постановках кукольного театра , которую кукольник может заставить совершать сложные движения руками и ногами, хампельман, фактически, может совершать только одно движение: синхронно поднимать руки и ноги вверх, а затем опускать их.
Согласно Немецкому словарю братьев Гримм игрушка под названием «хампельман» известна в Германии c XVI века. Существует ошибочная версия, что игрушка получила своё название гораздо позже, в начале XIX столетия, в честь персонажа пьесы немецкого поэта и драматурга-романтика , однако, в действительности, персонаж был назван в честь игрушки.
В XIX веке деревянные хампельманы производились кустарным способом в Рудных горах — немецком центре производства народных игрушек. В 1935 году дизайнер и видный представитель движения Баухаус Маргарета (Грета) Райхардт разработала новый дизайн хампельмана, который в дальнейшем стал восприниматься, как классический. К концу XX века хампельман имел репутацию традиционной немецкой народной игрушки. Во многом поэтому, выставка русской и немецкой народной игрушки, прошедшая в 1999 году в Государственном историческом музее в Москве получила название «Хампельман-Матрёшка».
Подобные игрушки существовали также в Англии и во Франции , где пережили две волны популярности. Первая пришлась на XVIII столетие, когда французские аристократы забавлялись, дергая за ниточки игрушек, получивших французское название фр. pantin . Не до конца ясно, были ли это хампельманы, или марионетки более сложной конструкции. Философы эпохи Просвещения осуждали подобное развлечение взрослых людей, находя его примитивным, а мемуарист в 1747 году отмечал, что невозможно найти такой дом, где такая игрушка не висела бы на каминной полке. Время от времени, подобные игрушки встречались в европейских богатых домах и позже, о чём свидетельствует, например, британская карикатура 1818 года, где изображён классический хампельман.
Вторая волна популярности была связана с журналами для вырезания, которые стали широко распространяться в европейских странах (Германии, Франции, Англии) во второй половине XIX века. Их издатели, предлагали своим клиентам, в частности, вырезать и склеить бумажных хампельманов, использовав нитки и заготовку—трафарет.