Фигуры речи
- 1 year ago
- 0
- 0
Фигуры атлантов — это четыре антропоморфные статуи, принадлежащие культуре тольтеков в доколумбовой Мезоамерике . Эти фигуры представляют собой «массивные статуи воинов- тольтеков ». Они получили свое постколумбовое название от европейской традиции подобных фигур Атласа или Аталанта в классической архитектуре.
Хотя самые известные фигуры атлантов находятся в Туле , ольмеки были первыми, кто использовал фигуры атлантов на рельефе, обнаруженном в Потреро-Нуэво. Скульпторы майя также создавали «атлантические» фигуры в Чичен-Ице . Кроме того, ацтеки также создавали статуи воинов, вдохновленные этими фигурами атлантов в Туле.
Фигуры атлантов в Туле — это статуи, вырезанные вручную из имеющегося в этом районе камня: известняка , песчаника и вулканической породы. Чтобы вырезать их, скульпторы использовали каменные инструменты, такие как долото для тонкой лепки, скребки разных размеров и каменные молотки. Дополнительные более мелкие и мягкие камни использовались для сглаживания. Процесс создания этих фигурок занял очень много времени, что свидетельствует о важности этих фигурок для цивилизации.
В Потреро-Нуэво недалеко от Сан-Лоренцо, части , есть алтарь, поддерживаемый двумя фигурами атлантов, созданными ольмеками . Считается, что это «самый старый мезоамериканский пример тем атлантов, поддерживающих алтари или потолки». Атланты на этом месте также уникальны по сравнению с найденными в других местах. Атланты вырезаны на рельефе стола, а не являются отдельными статуями.
Тула долгое время считалась столицей тольтеков. В Туле можно найти Храм Тлауицкальпантекутли («Дом Утренней звезды» или «Храм Господа на рассвете»), где есть четыре фигуры атлантов высотой более 4,6 метра . Фигуры здесь изображены с «стилизованными нагрудниками в виде бабочек, щитами в форме солнца на спине, головными уборами с перьями, метателями копий и запасом копий».
Точные даты, когда были вырезаны фигуры атлантов в Туле, неизвестны. Однако приблизительные оценки можно сделать, датируя сооружения. Строительство империи тольтеков датируется приблизительно 750 годом нашей эры. Эти даты отмечают самое раннее время, когда фигурки могли быть вырезаны.
Построенная народом майя , Чичен-Ица — это место, расположенное в северной части полуострова Юкатан , где находится то, что известно как Храм воинов. На вершине храма, используемой в качестве опоры для крыши, проходят колонны резных воинов, каждый из которых носит головной убор с перьями, нагрудный платок в форме бабочки и держит метатель дротиков и дротики. Как и фигуры атлантов в Туле, фигуры из Чичен-Ицы точно не датированы. Строительство Чичен-Ицы происходило между 100-250 годами нашей эры.
Скульпторы ацтеков создавали скульптуры воинов, очень похожие на те, что были созданы тольтеками. Ацтеки создали некоторые из этих статуй воинов в группе из пяти человек, которые располагались в столице ацтеков. Эта группа состояла из четырех мужских статуй и одной женской статуи. Один бородатый воин-мужчина изначально стоял в центре группы, а один солдат-мужчина стоял на севере, востоке и юге. Пятая скульптура, женщина-воин, стояла на западе. Эти воины отмечали центр и четыре направления вселенной и должны были охранять солнце.
Фигуры ацтеков-атлантов имеют характеристики воина. Они держат копья и имеют глиняные перекладины на носу, что указывает на военную доблесть. Подобно тульской фигуре атлантов, типичная фигура ацтеков-атлантов имеет на груди символ бабочки. Однако типичная фигура атлантов-ацтеков также имеет символ бабочки на голове. Фигуркы ацтеков-атлантов в настоящее время выставлены в Национальном музее антропологии в Мехико .
Тула, древняя столица тольтеков , рухнула в 12 веке, до того, как ацтеки основали свои города-государства. Первоначально ацтеки мигрировали из Ацтлана через центральное нагорье, прежде чем они достигли , где они основали Теночтитлан . Во время своего переселения они прошли через развалины Тулы.
Ацтеки считали своих предшественников, тольтеков, великими воинами. Тольтеки покорили близлежащие народы, а затем получали дань в Туле. Подобно тольтекам, ацтеки использовали города для дани для выплаты кукурузы и других товаров Теночтитлану. , что переводится на науатль как «иметь сердце тольтеков», был термином, указывающим на величие, демонстрируя почтение ацтеков к тольтекам. По словам Ричарда Таунсенда,
«[Тольтекайотль] должен был превосходить, быть достойным, обладать исключительными качествами в манере древних».
Поэтому, подражая фигурам тольтеков-атлантов, ацтеки ассоциировали себя с бесстрашными воинами древнего народа, считавшегося великим и могущественным. Фигуры атлантов Теночтитлана были не единственными скульптурами, проявившими сходство со скульптурой Тулы. Статуи ацтекских знаменосцев, сидящие фигуры с флагштоками, очень похожи на найденные в Туле. Кроме того, ацтеки создали Чак-Мооли , лежащие фигуры, используемые для ритуалов, на основе тех, с которыми они столкнулись в Туле.
Ричард Таунсенд сказал, что «ацтеки использовали древние художественные темы, чтобы связать себя с великими традициями мезоамериканской старины». В «Государстве и космосе в искусстве Теночтитлана» Таунсенд исследует, сохраняет ли ацтекская скульптура преемственность со скульптурой прошлого или расходится с ней. Таунсенд пишет:
«Мексика сформировала искусство, которое помогло бы идеологически интегрировать их царство и одновременно послужило бы утверждению Мексики как законного преемника великих наций прошлого».
Таунсенд исследует дихотомию между непрерывностью и разъединением, сравнивая фигуры ацтекских воинов с фигурами тольтеков-атлантов. Он утверждает, что некоторые фигуры ацтеков обладают характеристиками, особенно похожими на характеристики атлантов из Тулы. Например, он идентифицирует одну фигуру, чье тело больше содержится в плоском монолитном пространстве. Выражение менее определенное, а резные линии менее яркие. По словам Таунсенда, эта фигура демонстрирует преемственность. Затем Таунсенд наблюдает за другой фигурой ацтеков-атлантов, которая для него представляет разъединение. На рисунке показано влияние более распространенного мексиканского стиля. Таунсенд указывает на большую детализацию, жирные линии, более глубокий рельеф и припухлость лица. Внимательно изучив конкретные фигуры ацтеков-атлантов, Таунсенд доказывает, что ацтеки подражали фигурам тольтеков-атлантов, но также интегрировали свой собственный стиль и традиции.
Есть указание на то, что фигуры атлантов «выражают возникновение нового типа военного порядка и связанных с ним типов отношений». Между 850 и 900 годами нашей эры археологические свидетельства в виде увеличения количества эмблем, найденных по всей Мезоамерике, подтверждают идею о том, что произошел «сдвиг в руководстве от традиционного верховного лорда, поддерживаемого меньшими дворянами (тип руководства отражался в радиальных устойчивых связях и фактом, что жилые помещения элит находились отдалёно) на тот, который переделывает эти поддерживающие группы в форму военных орденов». Фигуры мезоамериканских атлантов считаются отражением этого сдвига в политическом мышлении.