Равномерно темперированный строй
- 1 year ago
- 0
- 0
Равноме́рно темпери́рованный строй , равномерная темперация ( нем. gleichschwebende Temperatur, gleichschwebende Stimmung ) — темперированный музыкальный строй , в котором каждая октава делится на математически равные интервалы , в наиболее типичном случае — на двенадцать полутонов , каждый из которых равен . Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке (академической и эстрадной) начиная с XVIII века до наших дней. Важным преимуществом равномерной темперации является возможность транспонирования пьесы на произвольный интервал.
Равномерно темперированный строй возник в обстановке поисков учёными разных специальностей «идеального» для музыки строя. Исторически предшествующие чистый и среднетоновый строи не позволяли транспонировать и модулировать в отдалённые тональности без того, чтобы в консонирующих созвучиях — прежде всего, в трезвучиях и их обращениях — не возникал резкий акустический диссонанс.
Непосредственным предшественником равномерно темперированного строя в Европе был «хорошо темперированный» строй — семейство неравномерных темпераций, позволявших более или менее успешно (с разной степенью «акустической чистоты») играть в любой из тональностей. Одним из теоретиков и пропагандистов такого строя был Андреас Веркмейстер . Многие исследователи разделяют мнение, что « Хорошо темперированный клавир » Иоганна Себастьяна Баха , хорошо знакомого с работами Веркмейстера, написан для инструментов именно с такой неравномерной темперацией .
Невозможно с достоверностью указать, кто именно «изобрёл» равномерную темперацию. Среди первых её теоретиков называют Генриха Грамматеуса (1518), Винченцо Галилея (1581) и Марена Мерсенна . Симон Стевин в своём труде «О теории певческого искусства» (ок. 1585) дал математически точный расчёт равномерной темперации. Написанная на родном языке Стевина (фламандском) его работа не получила резонанса; посмертная слава пришла к Стевину спустя 300 лет, в 1884 году, когда она была опубликована и затем переведёна на другие языки.
Одним из первых авторов, давших теоретическое обоснование 12-ступенной равномерной темперации, был китайский принц Чжу Цзайюй (朱載堉), в трактате 1584 года . Однако, какое практическое значение расчёты принца имели для западной музыкально-теоретической традиции, неизвестно.
У нового строя были свои оппоненты (например, Джузеппе Тартини ) и свои пропагандисты (особенно Иоганн Георг Нейдхардт ). Равномерно темперированный строй вызывал отклонения от акустической («природной») чистоты созвучий, в результате в них появились небольшие биения. По мнению одних, эти нарушения чистоты были незначительной потерей, особенно с учётом новых возможностей, которые такой строй давал развитию тональной гармонии . Другие же рассматривали потерю «природной» чистоты как посягательство на «чистоту» музыки.
Противоречивость эстетических критериев (природная чистота против модуляционной свободы и неограниченной транспозиции ) отражалась в трудах теоретиков музыки. Так, Веркмейстер утверждал, что в новом строе все аккорды (подразумевались прежде всего трезвучия) приобретают монотонную симметрию, в то время как в «хороших» строях каждый аккорд имел своё неповторимое (акустическое) звучание. С другой стороны, он же в позднем трактате «Musikalische Paradoxal-Discourse» (1707) в полемике с Нейдхардтом защищал свой приоритет в «изобретении» равномерно темперированного строя. Уже в XVIII веке идея свободного развёртывания тональности одержала верх над идеей природной «акустической» чистоты. В академической и эстрадной музыке равномерная темперация получила мировое признание и стала фактическим стандартом музыкального строя.
Можно математически вычислить частоты для всего звукоряда, пользуясь формулой:
где f 0 — частота камертона (например Ля 440 Hz), а i — количество полутонов в интервале от исследуемого звука к эталону f 0 .
Последовательность вычисленных таким образом частот образует геометрическую прогрессию :
Частоты двух полученных нот Соль отличаются в два раза, что дает чистую октаву.
Равномерно темперированный строй можно отобразить в виде значений интервалов в центах :
Тон | C 1 | C ♯ | D | D♯ | E | F | F ♯ | G | G ♯ | A | A ♯ | B | C 2 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цент | 0 | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | 1100 | 1200 |
Следующая таблица показывает количественные отличия интервалов равномерно темперированного ряда от натуральных интервалов:
Интервал | Равномерно темперированные интервалы | Натуральные интервалы | Разница в центах |
---|---|---|---|
Прима | центов | центов | 0 |
Малая секунда | центов | центов | −11,73 |
Большая секунда | центов | центов | −3,91 |
Малая терция | центов | центов | −15,64 |
Большая терция | центов | центов | 13,69 |
Кварта | центов | центов | 1,96 |
Тритон | центов | центов | 9,78 |
Квинта | центов | центов | −1,96 |
Малая секста | центов | центов | −13,69 |
Большая секста | центов | центов | 15,64 |
Малая септима | центов | центов | 3,91 |
Большая септима | центов | центов | 11,73 |
Октава | центов | центов | 0 |
Охватывает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 16,352 | До 2 | C 2 | C0 | -52 | |
2 | 18,354 | Ре 2 | D 2 | D0 | -50 | |
3 | 20,602 | Ми 2 | E 2 | E0 | -48 | |
4 | 21,827 | Фа 2 | F 2 | F0 | -47 | |
5 | 24,500 | Соль 2 | G 2 | G0 | -45 | |
6 | 27,500 | Ля 2 | A 2 | A0 | -43 | |
7 | 30,868 | Си 2 | H 2 | B0 | -41 |
Охватывает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. Наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 32,703 | До 1 | C 1 | C1 | -40 | |
2 | 36,708 | Ре 1 | D 1 | D1 | -38 | |
3 | 41,203 | Ми 1 | E 1 | E1 | -36 | |
4 | 43,654 | Фа 1 | F 1 | F1 | -35 | |
5 | 48,999 | Соль 1 | G 1 | G1 | -33 | |
6 | 55,000 | Ля 1 | A 1 | A1 | -31 | |
7 | 61,735 | Си 1 | H 1 | B1 | -29 |
Охватывает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. Наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 65,406 | До | C | C2 | -28 | |
2 | 73,416 | Ре | D | D2 | -26 | |
3 | 82,406 | Ми | E | E2 | -24 | |
4 | 87,307 | Фа | F | F2 | -23 | |
5 | 97,999 | Соль | G | G2 | -21 | |
6 | 110,00 | Ля | A | A2 | -19 | |
7 | 123,47 | Си | H | B2 | -17 |
Охватывает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 130,81 | до | c | C3 | -16 | |
2 | 146,83 | ре | d | D3 | -14 | |
3 | 164,81 | ми | e | E3 | -12 | |
4 | 174,61 | фа | f | F3 | -11 | |
5 | 196,00 | соль | g | G3 | -9 | |
6 | 220,00 | ля | a | A3 | -7 | |
7 | 246,94 | си | h | B3 | -5 |
Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 261,63 | до 1 | c 1 | C4 | -4 | |
2 | 293,67 | ре 1 | d 1 | D4 | -2 | |
3 | 329,63 | ми 1 | e 1 | E4 | -0 | |
4 | 349,23 | фа 1 | f 1 | F4 | +0 | |
5 | 392,00 | соль 1 | g 1 | G4 | +2 | |
6 | 440,00 | ля 1 | a 1 | A4 | +4 | |
7 | 493,88 | си 1 | h 1 | B4 | +6 |
Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 523,25 | до 2 | c 2 | C5 | +7 | |
2 | 587,33 | ре 2 | d 2 | D5 | +9 | |
3 | 659,26 | ми 2 | e 2 | E5 | +11 | |
4 | 698,46 | фа 2 | f 2 | F5 | +12 | |
5 | 783,99 | соль 2 | g 2 | G5 | +14 | |
6 | 880,00 | ля 2 | a 2 | A5 | +16 | |
7 | 987,77 | си 2 | h 2 | B5 | +18 |
Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1046,5 | до 3 | c 3 | C6 | +19 | |
2 | 1174,7 | ре 3 | d 3 | D6 | +21 | |
3 | 1318,5 | ми 3 | e 3 | E6 | +23 | |
4 | 1396,9 | фа 3 | f 3 | F6 | +24 | |
5 | 1568,0 | соль 3 | g 3 | G6 | +26 | |
6 | 1760,0 | ля 3 | a 3 | A6 | +28 | |
7 | 1975,5 | си 3 | h 3 | B6 | +30 |
Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2093,0 | до 4 | c 4 | C7 | +31 | |
2 | 2349,3 | ре 4 | d 4 | D7 | +33 | |
3 | 2637,0 | ми 4 | e 4 | E7 | +35 | |
4 | 2793,8 | фа 4 | f 4 | F7 | +36 | |
5 | 3136,0 | соль 4 | g 4 | G7 | +38 | |
6 | 3520,0 | ля 4 | a 4 | A7 | +40 | |
7 | 3951,1 | си 4 | h 4 | B7 | +42 |
Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8.
Номер ступени | Частота, Гц | Слоговое обозначения по Гельмгольцу | Буквенное обозначение по Гельмгольцу | Американская нотация | Координатно-частотная нотация | Классическая музыкальная нотация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 4186,0 | до 5 | c 5 | C8 | +43 | |
2 | 4698,6 | ре 5 | d 5 | D8 | +45 | |
3 | 5274,0 | ми 5 | e 5 | E8 | +47 | |
4 | 5587,7 | фа 5 | f 5 | F8 | +48 | |
5 | 6271,9 | соль 5 | g 5 | G8 | +50 | |
6 | 7040,0 | ля 5 | a 5 | A8 | +52 | |
7 | 7902,1 | си 5 | h 5 | B8 | +54 |
Наиболее общепринятой и распространённой равномерной темперацией (РТ) является 12-ступенная (именно ей соответствовала приведённая выше информация).
Однако существуют и варианты равномерной темперации с другим числом делений октавы ( n ). При этом формула для частот модифицируется в
Чтобы выражение « n -ступенная РТ» писать короче, вводится сокращение « n -тРТ» [ источник не указан 4160 дней ] , где числу n соответствует количество ступеней на октаву. Есть музыкальные произведения, написанные в 19-тРТ , 24-тРТ, 31-тРТ и даже 53-тРТ . В начале XXI века П. А. Чернобривец работает над исследованием 20-ступенной равномерной темперации .
Выбор значения n = 12 в качестве основного обусловлен тем, что для акустически чистого звучания многоголосных музыкальных произведений особенно важно чистое звучание квинт (как наиболее «консонансных», не считая октавы, интервалов), а в идеале соотношение частот образующих квинту нот должно равняться 3/2. При РТ «квинта» для каждого n отвечает такому числу k , что , и перебором можно проверить, что при n = 12 (с k = 7 — это ближайшее целое к ln(3/2)/ln(2) n ) достигается лучшее приближение, нежели при меньших или несколько бóльших n (точнее было бы при n = 41 или n = 53, но слишком большие n неудобны с практической точки зрения) .
Равномерные темперации могут также делить иной интервал, не только октаву, на целое число равных ступеней. Чтобы избежать неясности, в англоязычной литературе, например, широко используется словосочетание «equal divisions of an octave» или его сокращённая форма EDO. В русском языке тот же смысл передаёт словосочетание «равные деления октавы» или РДО. Поэтому 12-тРТ может также обозначаться как 12РДО, 19-тРТ как 19РДО и так далее .
Наряду с господствующим ныне равномерно темперированным строем существовали и другие строи. Русский исследователь музыки XIX века Владимир Одоевский , например, написал так:
Русский простолюдин с музыкальным дарованием, у которого ухо ещё не испорчено ни уличными шарманками, ни итальянскою оперою, поет весьма верно; и по собственному чутью берет интервал весьма отчетливо, разумеется, не в нашей уродливой темперированной гамме <…> Я записывал с голоса [известного нашего русского певца Ивана Евстратиевича Молчанова, человека с чудною музыкальною организациею] весьма интересную песню: «У Троицы, у Сергия, было под Москвою» <…> заметил, что Si певца никак не подходит к моему фортепианному Si ; и Молчанов также заметил, что здесь что-то не то <…> Это навело меня на мысль устроить фортепиано нетемперированное в такой системе, как обыкновенное. За основание я принял естественную гамму, вычисленную акустическими логарифмами по методе Прони; в этом энгармоническом клавицине все квинты чистые, диезы, отмеченные красным цветом, отделены от бемолей и по невозможности в самом механизме инструмента, я пожертвовал fa и ut , чтобы сохранить si и mi , потому что наши народные певцы — по непонятной для меня причине поют более в диезных нежели в бемольных тонах
— В. Ф. Одоевский
Широкомасштабное движение музыкантов- аутентистов практикует воспроизведение музыки прошлого в тех строях, в которых исполняемая ими музыка была написана.
В неевропейской традиционной музыке сохраняется практика использования строев, отличающихся от равномерно темперированного, — во всех жанрах и формах мощной макамо - мугамной традиции , а также в индийской и др.
… написал произведение для электронных инструментов с названием «Музыка в Натуральной тональной системе» (1937). В нём две части, первая написана для фисгармонии с 53 тонами в октаве…"
(« …JOSIP STOLCER SLAVENSKI <…> composed a composition for electronic insruments with the title Music in the Natural Tonal System (1937). It includes two movements: the first movement is written for the Bosanquet enharmonium with 53 tones in an octave »)