Не́вма
(
лат.
neuma
от
др.-греч.
νεῦμα
«знак рукой или глазами, кивок») — многозначный музыкальный термин. Значения:
Основной тип графемы в системе
невменной нотации
, распространённой в Западной Европе в IX—XII веках. Невма может соответствовать звуку одной высоты или совокупности разновысотных звуков, образующих мелодическую фразу. Точное высотное и ритмическое значение невмы (в отличие от классической 5-линейной тактовой нотации), как правило, определить невозможно.
В нотных рукописях и в теории музыки IX—XIV вв. — законченная (оформленная) музыкальная фраза, использовавшаяся как
мелодия-модель
, квинтэссенция музыкальной интонации
церковного тона
(для более формульной
псалмодии
в такой же функции выступал
псалмовый тон
). Мелодии-модели распевались на тексты псалмов (например, «алфавитный»
Пс. 118
Beati immaculati in via
; каждому церковному тону соответствовал один псалмовый стих), на молитвословные тексты с числовой мнемоникой (
Primum quaerite regnum Dei
.
Secundum autem simile est huic
.
Tertia dies est, quod haec facta sunt
и т.д.)
, на вымышленные слова, лишённые смысла (
noanoeane
— невма первого тона,
noeagis
— невма второго тона и т.д.). Первое вхождение термина «невма» регистрируется в трактате
Псевдо-Хукбальда
«Scolica enchiriadis» (конца IX века)
. Значительный вклад в учение о невмах-моделях внёс
Гвидо Аретинский
(в «Микрологе» и «Послании о незнакомом распеве», оба труда написаны в начале XI века). В XIV веке невма в указанном значении отмечается в трактатах
Вальтера Одингтона
, Гвидо из Сен-Дени, Псевдо-Тунстеда («Quatuor principalia»), а также у многих анонимных авторов. Помимо трактатов, такие невмы каталогизировались в нотных рукописях особого жанра и состава —
тонариях
.
В теории музыки XVI — начала XVII веков невма (реже «пневма», от
πνεῦμα
дыхание) — генеральная пауза. Например, у
Дж. Царлино
в трактате «Основы гармоники» (1558)
у
Зета Кальвизия
в его учебнике «Музыкальный компендий для начинающих» (1602)
и в других учебниках ЭТМ. Знак невмы, который выглядит как одинарная или двойная тактовая черта классической 5-линейной нотации, перестал использоваться с установлением в Европе тактовой нотации.
Примечания
Quinque
prudentes [virgines] intraverunt ad nuptias.
Sexta
hora sedit super puteum.
Septem
sunt spiritus ante thronum Dei.
Octo
sunt beatitudines.
Agustoni L., Göschl J.B.
Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.1. Grundlagen. Regensburg: Bosse, 1987, 293 S.
ISBN 3-7649-2343-1
. (= Bosse-Musik-Paperback, 31/1)
Hiley D.
Western plainchant: a handbook. Oxford, 1993.
Лебедев С. Н.
Невмы // Большая российская энциклопедия. Том 22. Москва, 2013. С. 254.
Лебедев С. Н.
Невмы // Православная энциклопедия. Том 48. Москва, 2017. С. 495-499.