Interested Article - Амарантовый цвет
- 2020-06-17
- 1
Амара́нтовый цвет — бордовый оттенок, которым описывается цвет цветков амаранта или тёмно-красный, вишнёвый — по аналогии с цветом древесины « розового дерева » из семейства амарантовых, срез которой на воздухе приобретает пурпуровый или фиолетово -красный цвет . Согласно Словарю Брокгауза и Эфрона «красивый, темный с фиолетовым отливом красный цвет». В «Словаре цвета» В. Харченко амарантовый цвет определяется, как родственный к пурпурному и фиолетовому цветам или цвет розового дерева, сиренево-розовый, светло- лиловый . Название цвета произведено от названия растения амарант (красота, бархатник, бархатка, щирец) .
История
Амарантовый был популярен как один из модных цветов в XVIII и XIX веках. Известно, что мае 1890 года журнал Harper's Bazaar называл амарантовый цвет в числе предпочтительных в ряду других модных оттенков: баклажанового, сливового и винного для шёлковых и шерстяных тканей. Впоследствии цвет вышел из употребления .
Военный историк В. Звегинцов , исследователь военной формы одежды Русской императорской армии, в своей работе «Знамена и штандарты русской армии: XVI век — 1914 и морские флаги» включает амарантовый в таблицу цветонаименований и приводит следующее описание амарантового цвета, использовавшегося в российских военных знамёнах: «насыщенный светло- малиновый ». В то же время он отмечает, что точное значение того или иного цвета, понятное для людей XVIII—XIX веков, в настоящее время может быть неизвестным, даже указания на вроде бы простые цвета («синий», «жёлтый») каждым человеком понимаются различно .
В Польше амарантовый был национальным цветом: считалось, что белый польский орёл размещался на фоне именно этого цвета . Его известность восходит к временам Наполеоновских войн , он многократно упоминается в различных польских песнях патриотической тематики . В своих воспоминаниях о Шопене Ференц Лист описывает старинный польский танец полонез и отмечает, что султаны на шапках мужчин в польских костюмах преимущественно были амарантовыми или синими. В примечаниях уточняется, что амарантовый, как национальный цвет, был запрещён к использованию нескольким поколениям потомков убийц святого Станислава .
В. Э. Грабарь вспоминал, что, будучи деканом юридического факультета Дерптского университета в 1890-х годах посодействовал восстановлению польской студенческой корпорации. Члены корпораций в Юрьеве (ныне Тарту) носили шапочки и ленты через плечо, у каждой был свой цвет. Однако поляки опасались, что им не разрешат «иметь свой национальный цвет, — малиновый, по-польски „амарантовый“», так как в Варшаве «ношение этой эмблемы польской национальности» было строго запрещено. Грабарь посоветовал обратиться в Петербург с прошением, полагая, что столичные чиновники не знают, как преследуется демонстрация этого цвета в Царстве Польском , и корпорация получила разрешение на знаки отличия амарантового цвета .
До настоящего времени (первая четверть XXI века) амарантовый (amarantowy) в польском языке обозначает ярко-тёмно-розовый сегмент цветового спектра . Малый, Средний и Иной словари польского языка amarant трактуют как амарантовый цвет, а значение лексемы amarantowy определяют через оттенки красного: «красный с фиолетовым оттенком» (Малый словарь польского языка), «розово-красный с фиолетовым оттенком» (Средний словарь польского языка) и «розово-красный с фиолетовым оттенком» (Иной словарь польского языка). В Современном словаре польского языка amarant и amarantowy разъясняются как «краснопурпурный с фиолетовым оттенком». Оба слова используются для описания атмосферных явлений (цвет неба при восходе), цветов ( цикламен ) и разнообразных артефактов (знамя, одежда, обувь, ткань). В польской языковой традиции наиболее эмоционально окрашены выражения «амарантовый флаг» ( польск. flaga amarantowa ) и «амарантовые лацканы » ( польск. wyłogi amarantowe ) мундира .
|
Амарантовый цвет ( #E52B50 )
Примечания
- Амарант // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. Т 1: «А». СПб: Азбука, 2004, с. 209
- Харченко В. К. Словарь цвета: реальное, потенциальное, авторское : свыше 4000 слов в 8000 контекстах. — Москва, 2009. — С. 27. — 531 с. — ISBN 5-7060-0091-3 .
- Сен-Клер, Кассия. Тайная жизнь цвета / Пер. с англ. А. В. Соловьева. — Москва: Эксмо, Бомбора, 2018. — С. 131. — 319 с. — ISBN 978-5-699-99877-7 .
- Звегинцов В. В. Знамена и штандарты русской армии = Drapeaux et étendards de L`armée russe : XVI век — 1914 и морские флаги. — М. : Русский путь, 2008. — С. 10, 317, 319. — (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»). — ISBN 978-5-85887-279-5 .
- ↑ Лист Ф. О Шопене / пер. Семеновский С. А. под. ред. М. В. Иванова-Борецкого. — М. : Юрайт, 2018. — С. 21. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05615-0 .
- ↑ , с. 8.
- В. Э. Грабарь. Четверть века в Тартуском (Дерптском-Юрьевском) университете. [1893-1918 гг.] // Учёные записки Тартуского государственного университета. Труды историко-филологического факультета. Выпуск 35. — Таллин, 1954. — С. 65.
- , с. 166.
Литература
- Кульпина В. Г. Лингвистическая цветология: от истории к современности цветовых концептосфер. — Москва: Макс-пресс, 2019. — ISBN 978-5-317-06226-2 .
- Сен-Клер К. Тайная жизнь цвета/ [пер. с англ. А. В. Соловьева]. - Москва : Эксмо, Бомбора, 2018. - 319, ISBN 978-5-699-99877-7 .
- Харченко В. К. Словарь цвета: реальное, потенциальное, авторское : свыше 4000 слов в 8000 контекстах / В. К. Харченко. - Москва : Литературный ин-т им. А. М. Горького, 2009. - 531, [1] с.; 20 см.; ISBN 5-7060-0091-3
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-06-17
- 1