Щепкин, Михаил Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Семёнович Ще́пкин ( 6 ( 17 ) ноября 1788 , село Красное , Обоянский уезд , Курская губерния — 11 ( 23 ) августа 1863 , Ялта , Таврическая губерния ) — русский актёр , один из основоположников русской актёрской школы.
Михаил Щепкин родился 6 ( 17 ) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостного графа Г. С. Волкенштейна , Семёна Григорьевича Щепкина.
С 1799 по 1801 год он обучался в . Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль — слуги Розмарина — в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волкенштейна. Во время обучения в (с 1801 по 1803 год) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые вышел на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье заменил запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волкенштейна стал играть в театре братьев Барсовых .
В 1816 году Щепкин поступил в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и выступал в Харькове . В 1818 году малороссийский генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский пригласил в Полтаву , и Щепкин стал актёром . Директорами театра в это время были А. О. Имберг , правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский . Щепкин занял в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский написал роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей». Князь Репнин-Волконский решил выкупить крепостного Щепкина у графини Волкенштейн. Для этого он поручил Имбергу организовать спектакль по подписке и сам внёс первые двести рублей. В 1822 году актёр получил вольную .
В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах , где его увидел чиновник драматург В. И. Головин, чья восторженная рекомендация последствие привела к приглашению Щепкина в московскую . Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре .
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина , Баба-яга в одноимённой комической опере Д. П. Горчакова и ), в постановках разных жанров. Именно в это время начал формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывал роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносил в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее: «Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями» .
Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр ), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой . За актёром быстро закрепилась слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц» . Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.
Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставились « Горе от ума » А. С. Грибоедова и « Ревизор » Н. В. Гоголя . В них актёр создал многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего .
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и , что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.
Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко , А. Н. Островским , А. С. Пушкиным , Н. В. Гоголем , А. И. Герценом , Н. А. Некрасовым , Т. Н. Грановским , В. Г. Белинским , И. С. Тургеневым . Специально для актёра В. Г. Белинский писал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели для него пьесу Ф. Мэссинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — « Генриха IV » и « Комедию ошибок » Шекспира . Однако Щепкин всё равно ощущал однообразие предлагаемых ему ролей и тем.
В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом ; затем писал ему:
Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда бог знает, чья бы взяла.
— Кучина А. В. Михаил Семёнович Щепкин // Московский журнал. — 2005. — № 7 . — С. 37 . — ISSN .
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского .
Летом 1863 года Щепкин по настоянию врачей отправился на лечение в Ялту .
По воспоминаниям Александры Шуберт среди причин поездки именно в Ялту была надежда на встречу с императрицей , отдыхавшей тогда в Ливадии . С августейшей покровительницей Щепкин хотел обсудить финансирование актёрской школы в Москве и тяжёлое положение начинающих актёров. «Разумеется, всё осталось в мечтах, — писала А. Шуберт, — до Ливадии его не допустили…».
По пути в Крым больной уже Щепкин всё же давал спектакли, — в Нижнем , в Царицыне , в Таганроге . Прибыв в Керчь пароходом из Таганрога, Щепкин и здесь поддался на уговоры и сыграл два спектакля: « Ревизор » и « Солдат-чародей », — третий был отменён из-за плохого самочувствия актёра. Из-за болезни же Щепкин, по пути в Ялту, не смог принять приглашение Айвазовского навестить его в Феодосии.
В Ялте он остановился в доме у своих друзей — управляющего императорским имением в Ливадии Я. Лазаревского и главного врача города Ялты, украинского поэта С. Руданского , — и, как казалось, почувствовал себя лучше. Вскоре князь Воронцов прислал за ним коляску, доставившую его в Алупкинский дворец . — В тот вечер у Воронцовых собирались гости, и хозяева попросили Щепкина прочитать отрывок из «Мёртвых душ». Во время чтения Михаилу Семёновичу стало плохо. Осмотревший его врач констатировал, что положение весьма серьёзно. Перепугавшиеся Воронцовы отправили знаменитость в гостиницу:
За три дня до смерти сознание Михаила Семёновича потеряно не было, — вспоминал о последних днях жизни великого артиста его верный слуга Александр Алмазов , — несколько времени могли отвечать на вопросы, а иногда не могли… В это время М. С. вдруг подзывают меня и спрашивают: «Александр, а куда Гоголь ушёл?» Я им говорю: «Какой Гоголь?» — «Николай Васильевич». — «Он давно уже умер». — «Как умер? Давно ли?» — «Давно». — «Да, вот оно что…». Это были его последние слова. Отвернулся лицом к стене, чтобы больше не вставать.
Это произошло в полдень 11 августа 1863 года. Отпевали Михаила Семёновича через два дня в ялтинском соборе . «Были придворные певчие и музыка, и церемония была весьма приличная». На панихиде присутствовал и генерал-губернатор Тавриды — Г. В. Жуковский .
Цинковый гроб с телом Щепкина привезли в Москву на лошадях 20 сентября. 22 сентября его похоронили на Пятницком кладбище ; согласно последней воле Михаила Семёновича, похоронили его рядом с могилой друга — профессора Т. Грановского .
Дети :
Многие постановки шли на сцене московского Большого театра , поскольку это была единая труппа — московское отделение Императорских театров.
На сцене Большого театра М. С. Щепкин пел в опере Л. Керубини «Водовоз», исполняя заглавную партию .