Interested Article - Махавира

Джина Махави́ра , от рождения Вардхамана буддийских писаниях известен под именем Нигантха Натапута ; 30 марта 599 год до н. э. , , Вайшали 527 год до н. э. , Пава (Павапури) ) — джи́на (то есть достигший всеведения) и исторический основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Согласно преданию джайнов, стал двадцать четвёртым тиртханкарой (святым мудрецом) , родившимся для возрождения учения джайнизма, и излагал духовные, философские и этические учения предыдущих тиртханкар.

Имя Махавира («великий воин», санскр. ) получил в юности за укрощение кобры и взбесившегося слона. Джина означает «победитель», то есть тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Современник Будды Шакьямуни , основателя буддизма .

Жизнеописание

В джайнской традиции считается, что Махавира родился в начале VI века до нашей эры в княжеской семье (каста кшатриев ) правителя Вадджи в современном Бихаре , Индия. Сын раджи Сиддхартхи (или Шреямса, Яшашви), правителя племени личчхавов , и Тришалы (или Видехадатта или Приякарни), сестры Четаки, правителя Вайшали . Младший брат . При рождении получил имя Вардхамана («процветающий») .

Согласно каноническим преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. Женой его стала Яшода, дочь царя Калинги (что не признаёт дигамбарская традиция) . Через два года после кончины родителей, с согласия старшего брата, отстранился от мирской жизни, став в 30 лет странствующим аскетом .

Махавира практиковал интенсивную медитацию и суровые аскезы в течение 12 лет, после чего он, как считается, достиг ( всеведения ) и стал джиной . Это случилось в 557 году до н. э. на 10-й день луны, месяца вайсакхи (май—июнь) в местечке Амбхигриям, на северном берегу реки . После чего основал собственное учение, которое, несмотря на внутренние неурядицы, закрепилось в Индии и за её пределами, и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей. Основным принципом его учения является ахимса (ненасилие). Проповедовал в течение 30 лет, и, как полагают джайны, достиг мокши в VI веке до нашей эры, хотя год варьируется в зависимости от секты.

Махавира скончался ( «ушёл в нирвану » , как выражаются его последователи) за полтора часа до рассвета, в городке Пава (близ современной Патны ) в 72-летнем возрасте , и его тело было кремировано.

Учение

Достигнув всеведения , Махавира учил, что соблюдение обетов ахимсы (ненасилия), сатья (истины), астеи (не воровства), брахмачарьи (целомудрия) и апариграхи (непривязанности) необходимо для духовного освобождения. Он учил принципам анеканта-вады (многогранной реальности): и .

Учения Махавиры были собраны Индрабхути Гаутамой (его современником и главным учеником) как джайнские . Считается, что тексты, передаваемые в устной форме джайнскими монахами, были в значительной степени утрачены примерно к I веку (когда они были впервые записаны). Уцелевшие версии Агам, которым учил Махавира, являются одними из основополагающих текстов джайнизма.

Изображения и праздники

Махавира обычно изображается в сидячей или стоячей медитативной позе с символом льва под ним. Его самое раннее изображение — из археологических раскопок в северном индийском городе Матхура — датируется периодом I—II веков нашей эры.

Его рождение (30 марта) всенародно празднуется как , а джайны отмечают его нирвану как Дивали . В праздник Махавиры закрыты все индийские мясобойни, такой чести удостаивается лишь Махатма Ганди .

Примечания

  1. Махавира // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. — М.: Республика, 1996. — 576 с. ISBN 5-250-02557-9 .
  2. Махавира / Большая российская энциклопедия
Источник —

Same as Махавира