Лесюэр, Эсташ
- 1 year ago
- 0
- 0
Эста́ш Деша́н ( фр. Eustache Deschamps ; 1346 , Вертю , Шампань — 1406 или 1407 ) — французский поэт и стиховед XIV века . Носил прозвище Мореля ( фр. Morel ), или «Мавра», предположительно из-за тёмного цвета лица и иссиня-чёрных волос .
Родился в 1346 году в Вертю (совр. департамент Марна ) , был выходцем или из небогатых дворян , или из городского сословия . В юности учился искусству поэзии у известного трувера Гийома де Машо , возможно, своего дальнего родственника , служившего каноником в Реймсе и преподававшего в тамошней епископальной школе .
По изучении права и « семи свободных искусств » в Орлеанском университете , занимал разные должности при дворе. В частности, служил Карлу V Мудрому хранителем вод и лесов , а затем оруженосцем у дофина Карла. В 1360 году присутствовал при подписании мирного договора с англичанами в Бретиньи близ Шартра . С 1367 года занимал должность королевского гонца, или шевошера ( фр. chevaucheur ), позволившую ему побывать во многих городах Европы . С 1375 года упоминается в документах в качестве бальи графства Валуа .
Сопровождал нового короля Карла VI в его кампании во Фландрии , за что назначен был в 1381 году мэром Фима, а в 1388 году получил должность бальи в Санлисе . Пользовался также покровительством принца Людовика Орлеанского , у которого служил дворецким и советником , и которому адресовал некоторые из своих сочинений. Побывал в Англии , Венгрии , Богемии , Сирии , Палестине , был в плену у сарацин в Египте .
По неустановленной причине лишившись назначенного ему Карлом VI пенсиона и поддержки герцога Людовика, умер в забвении и нужде. Поэзия его, тем не менее, пользовалась известностью, и одно из поэтических посланий Кристины Пизанской адресовано «Эсташу Морелю» .
Вступил в брак в 1373 году, имел двоих сыновей и дочь. После того как супруга его в 1376 году умерла при родах, больше не женился .
Поэтическое наследие Дешана насчитывает, в общей сложности, около 1 500 листов, содержащих примерно 82 000 стихов , в том числе 1032 баллады , 170 рондо , 142 , 14 лэ и 84 виреле . Одна лишь объёмистая рукопись из Национальной библиотеки Франции (BnF, fr. 840), переписанная спустя всего несколько лет после смерти поэта , содержит около 1500 различных его стихотворений и три прозаических сочинения . Из последних наиболее интересно «Искусство слагать и сочинять песни, баллады, виреле и рондо» ( фр. L’Art de dictier et de fere chancons , ballades, virelais et rondeaulx , 1392 ) — первый французский трактат по поэтике , в котором после введения о семи свободных искусствах следует обстоятельный стиховедческий анализ всех популярных в то время твёрдых и строфических форм поэзии .
Стихи Дешана, испытавшие на себе заметное влияние творчества его учителя де Машо , обнаруживают сатирический талант, тонкую наблюдательность и знание жизни. В своих многочисленных балладах Дешан затрагивает самые разнообразные темы: о суетности жизни, о притеснениях властителей, об осуждении стыдящихся учения дворян, о чрезмерных налогах, о модных ругательствах и т. п. Многие его баллады посвящены событиям политической жизни и содержат интересные исторические сведения, в том числе о Столетней войне , в которой он принимал участие, исполняя обязанности королевского бальи . Обличая нравственное падение королевской власти в поэме «Фальшивый Лев» ( фр. Fiction du Lyon ) , он выводит в ней Карла VI в образе властителя зверей Льва , Карла Злого Наваррского изображает хитрым лисом Ренаром , а короля Англии Ричарда II — хищным леопардом .
Развивая в своей поэзии зародившийся в XIV столетии светский культ « Девяти достойных », язычников Гектора , Александра и Цезаря , иудеев Иисуса Навина , Давида и Маккавея , и христиан Артура , Карла Великого и Готфрида Бульонского , Дешан впервые прибавил к их именам имя прославленного бретонского рыцаря Бертрана Дюгеклена , увязав почитание полководцев прошлого с современным ему воинским культом . После чего его покровитель герцог Людовик Орлеанский выставил в замке Куси статую доблестного коннетабля как десятого из эпических героев . В то же время, одним из первых в западноевропейской литературе Дешан отважился открыто высмеивать рыцарское сословие , выставляя свойственные ему пороки вроде алчности, жестокости и тщеславия в качестве « семи смертных грехов » . Упомянув распространившийся в его времена воинский обычай рыцарей спешиваться перед сражением, подобно англичанам , он с издёвкой замечает, что в реальности это должно было препятствовать их возможному бегству с поля боя .
Подобно римскому поэту Сенеке , Дешан подвергает острой критике знакомую ему не понаслышке придворную жизнь, всячески отмечая её убожество и порочность в сравнении с идеализированным им уединённым существованием сельского труженика . Воздавая хвалу природной простоте и трудовой жизни, и воспевая легендарных « Робена и Марион », он, в то же время, искренне сетует, что даже при дворе уже танцуют под звуки волынки , «сего орудья скотьих мужиков» ( фр. cet instrument des hommes bestiaulx ) . Подражая тогдашним ревнителям благочестия, он осуждает распространившийся в народе культ святых , усматривая в нём рецидивы древнего язычества , а расплодившихся в его смутные времена нищих и попрошаек призывает не только взашей гнать с папертей , но и вовсе вешать и сжигать .
Дешан являлся ярым врагом англичан, спаливших в 1380 году его родной дом в Шампани , и одна из его баллад [ уточнить ] , предвещавшая гибель Англии, пользовалась известностью ещё в XVI веке . В то же время, другую свою балладу (№ 285) он адресовал уважаемому им Джеффри Чосеру , отправив ему копию её рукописи .
Стихотворения, написанные им в последние годы жизни, наполнены жалобами на судьбу, на людскую неблагодарность, на нужду, к которой присоединился ещё и домашний ад вследствие неудачного брака. Против дам вообще и его собственной жены, в частности, направлено его крупнейшее по объёму произведение «Зерцало брака» ( фр. Le Miroir de mariage ) — неоконченная аллегорическая поэма октосиллабическим стихом , состоящая из 12 004 строк , в которой он, вслед за Жаном де Мёном , бичует непостоянную женскую природу . В качестве главного действующего лица в ней выступает «Вольное Хотение» ( фр. Franc Vouloir ), которое склоняют к женитьбе «Безумие» ( фр. Folie ) и «Желание» ( фр. Desir ), а отговаривает «Кладезь Премудрости» ( фр. Repertoire de science ) . Красочно описывая страдания влюблённых, он, в соответствии с символикой куртуазной любви , одевает их в одежды разного цвета, где зелёный символизирует влюблённость, синий — верность, алый — страсть, а чёрный — скорбное безумие .
Одним из первых во французской поэзии отрыто выражая свои патриотические чувства, в главе 95-й «Зерцала брака» Дешан восторженно описывает приход ко власти короля Карла V, с которым были связаны его надежды на освобождение Франции от англичан . В противоположность этому, он решительно осуждает двор невестки последнего Изабеллы Баварской , которую считает предательницей национальных интересов страны . Существует гипотеза, что поэма послужила одним из источников для « Кентерберийских рассказов » Чосера .
В «Любовном лэ » Дешана встреча в сочетании со сновидением (по формуле « Романа о Розе ») обрамляет мифологическое видение, включающее басню об Андрогине , жалобы Любви на пороки мира, различные исторические аллюзии и завершающееся пробуждением.
Перу Дешана приписывается также несколько фарсов , в частности, «Трюбер» ( фр. Trubert ), описывающий, как ловкий клиент одноимённого адвоката возвращает себе гонорар , обыгрывая его в кости , и, вероятно, предназначавшийся для сценического исполнения .
Некоторые баллады Дешана послужили образцами для французских поэтов последующих эпох, в частности, для лучших стихотворений Франсуа Вийона .