Interested Article - Тепль, Иоганн фон

«Богемский пахарь». Иллюстрация

Иоганн фон Тепль ( Ян из Жатца ; нем. Johannes von Tepl ; ок. 1350 — ок. 1414 ) — один из ранних немецких гуманистов. Городской писарь, а позже — ректор Латинской школы в чешском городе Жатец (ок. 1400 ). Под руководством Яна эта школа стала одним из самых влиятельных образовательных учреждений в Богемии . В XV веке Жатец встал на сторону гуситов , в связи с чем был предан анафеме. В 1421 армия крестоносцев (2-й крестовый поход ) потерпела поражение у стен города.

«Богемский пахарь»

Наиболее известен Ян из Жатца в качестве автора « » ( „Der Ackermann aus Böhmen“ , 1400 ) — выдающегося памятника немецкой предренессансной прозы, написанного в жанре «крестьянской „адамистики“».

«Богемский пахарь» — это диалог между человеком и смертью, навеянный « плясками смерти » (опасное массовое психическое заболевание, развивающееся на почве отравления ядовитыми семенами спорыньи, попадающими в зерно при сборе урожая), которые регулярно охватывали целые регионы средневековой Европы.

В книге, тесно связанной со средневековыми представлениями, уже заметно звучание новых, гуманистических, мотивов. Уже во внешнем образе «Пахарь» — продукт новой эпохи, так как поэт пишет своё произведение не в традиционном для средневековья стихотворном эпосе, а в прозе, по образцу итальянских авторов эпохи Ренессанса . В 34 главах (традиционное для того времени построение произведений) протекает спор между смертью и вдовцом, который должен разрешить Господь-судья. С точки зрения догматического средневековья смерть — это прежде всего наказание за проступки (и против этого возражает Пахарь, в чём проявляется гуманизм произведения); для рационального же мировоззрения Нового времени смерть — закон природы, одинаково и неоспоримо действующий для всех живых существ. Смерть говорит в свою защиту, что она возвращает людей к естественному равенству и создает условия для грядущей жизни. Автор принимает некоторые доводы смерти, но её мизантропии противопоставляет жизнелюбие богемского пахаря, полагающего, что жизни нет без «радости, любви, веселья и развлечений». Только человек, по словам пахаря, обладает «благородным сокровищем разума, только у него такое прекрасное тело, создать которое под силу одному богу, и в этом теле заключена бездна премудрости, все искусства и все науки».

Ян из Жатца первым из немецких авторов, ища подтверждения своим мыслям, обращается не только к Библии , но к Платону , Пифагору и другим античным философам.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118818260 // (нем.) — 2012—2016.
  2. (англ.) Library of Congress .
  3. Record #817852, Record #234145667884305170004 // (мн.) — Даблин: OCLC , 2003.

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Тепль, Иоганн фон