Кавельмахер, Вольфганг Вольфгангович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вольфганг Шмельцль ( нем. Wolfgang Schmeltzl ; 1500 , Кемнат , Верхний Пфальц — 1557 , Терниц , Нижняя Австрия ) — австрийский композитор и драматург, католический священник, иногда называемый «венским Гансом Саксом ».
Служил кантором в бенедиктинском аббатстве , затем в Вайдене . После того, как в 1538 г. в Верхнем Пфальце установилось доминирование протестантов , перебрался в Вену и поступил в бенедиктинское аббатство Богоматери шотландцев , где руководил школой и представлениями библейского театра. С 1554 г. служил священником в Санкт-Лоренцене.
Для театра в Шотландском аббатстве Шмельцль обязан был ежегодно сочинять по пьесе на библейский сюжет. Семь из них сохранились, в большинстве случаев это переделки и подражания, и только последняя известная, «Самуил и Саул» ( 1551 ), носит достаточно оригинальный характер. Определённый интерес представляют также «Похвальное слово городу Вене» ( нем. Lobspruch der Stadt Wien ; 1548 ) и эпическая поэма «Христианнейший и могущественный поход в страну венгров» ( нем. Der Christlich und Gewaltig Zug in das Hungerland ; 1556 ), по горячим следам воспевавшая военную операцию эрцгерцога Фердинанда Австрийского против турок.
В истории музыки Шмельцль остался как составитель (и автор обработок) песенного сборника «Доброе, необычайное и искусное немецкое пение» ( нем. Guter, seltzamer, und künstreicher teutscher Gesang: sonderlich ettliche künstliche Quodlibet-Schlacht, und der gleichen mit vier oder fünff Stimmen biss her im Truck nicht gesehen ; Нюрнберг , 1544 ), — отмечается, что эксперименты Шмельцля представляют собой важный эпизод в истории перехода немецкой музыки от Cantus firmus к полифонии ; как жанровое обозначение одного из таких экспериментов Шмельцль впервые употребил термин « кводлибет ».