Interested Article - Санта Рита, Гильерме де

Гилье́рме Аугу́шту Ка́у да Ко́шта де Са́нта Ри́та ( порт. Guilherme Augusto Cau da Costa de Santa Rita ), или сокращённо Гилье́рме де Са́нта Ри́та ( порт. Guilherme de Santa-Rita ), более известен под псевдонимом Са́нта Ри́та Пи́нтор ( порт. Santa Rita Pintor также порт. Santa-Rita Pintor ); 31 октября 1889 , Лиссабон 29 апреля 1918 , Лиссабон) — португальский художник- футурист , представитель первого поколения модернизма в живописи Португалии первой четверти XX века .

Орфография

Фамилия художника имеет древнее происхождение. Но если в португальских биографических словарях при её написании, как и в орфографии наименований населённых пунктов, не использовался дефис, то ещё при жизни художника в одном и том же издании (например, Portugal Futurista , 1917) могли встречаться различные варианты написания его псевдонима. Отсутствие нормы орфографии наблюдается и в настоящее время:

  • Santa Rita Pintor
  • Santa-Rita Pintor
  • Pintor, Santa-Rita
  • Санта Рита-Пинтор, Гильерме

Жизнь и творчество

Cчитается родоначальником футуризма в Португалии . В 1916 году художник заявил: «В Португалии есть только один заявивший о себе футурист — это я» . Единственный из художников первого поколения португальских модернистов, обладавший законченным академическим образованием . За картину «Самсон и Далила» ( Sansão e Dalila ) в феврале-марте 1910 года получил стипендию для обучения в Париже . Но в 1912 году был лишён этой стипендии. Молодой художник пошёл на провокацию — вместо собственной оригинальной работы предоставил комиссии копию скандальной « Олимпии » Мане . С того времени жюри из академических художников приостановило присуждение стипендий всякого рода, а Санта Рита поставил себя в безвыходное положение, что помогает понять причину, по которой другие художники стали его сторониться . В Париже сблизился с Пикассо , Маринетти и Максом Жакобом . Был дружен с Алмадой Негрейрушем . А. Ж. Сарайва и О. Лопеш отметили, что пребывание двух молодых художников в Париже в 1913—1916 годах было крайне важно для зарождения модернизма в Португалии, поскольку прибыли они из мировой культурной столицы в Лиссабон с литературными и футуристическими новостями, сведениями о других течениях искусства из первых рук . Футуристы были первыми, кто в Лиссабоне начал устраивать шумные и скандальные перформансы . Центральной среди них фигурой (не в живописи, но именно в первых перформенсах) был Санта Рита Пинтор, приобщивший к таким акциям Алмаду Негрейруша. Действа проходили в Шиаду ( Chiado ), богемном районе португальской столицы .

«Голова» ( Cabeça ), холст, масло, 65,3 × 46,5 см.; около 1913

Одной из самых известных работ Санта Риты Пинтора считается незаконченная картина маслом «Голова» — ключевое произведение португальского модернизма, созданное в синтезе кубизма и футуризма в начале его зарождения около 1912 или 1913 года. Входил в состав первой группы модернистов в Лиссабоне, но никогда не выставлялся в Португалии. Фотографии работ опубликованы в журналах «Орфей» ( Orpheu , 1915, № 2) и «Футуристическая Португалия» ( Portugal Futurista , 1917). Принимал участие в выпуске второго номера журнала «Орфей», организованном Фернанду Пессоа , потому наряду с этим португальским поэтом, Мариу де Са-Карнейру , Алмадой Негрейрушем и Амадеу де Соуза-Кардозой стал известен в истории культуры Португалии как представитель так называемого поколения «Орфея» ( Geração d’Orpheu ).

В «Орфее» (1915, № 2) были опубликованы фотографии четырёх коллажей :

М. М. Мазняк в диссертации о поэтическом творчестве Мариу де Са-Карнейру отметила, что в поэме «Маникюр» «автор наглядно демонстрирует синтетический принцип интерсекционизма как вершины развития современного ему искусства в форме „художественно-математической формулы“: „Маринетти + Пикассо = Париж < Санта-Рита Пинтор + Фернанду Пессоа А́лвару де Кампуш !!!!“». Таким образом, по мнению поэта, интерсекционизм как порождение португальского гения Фернанду Пессоа, как поэтическое воплощение в поэзии А́лвару де Кампуша, так и живописное — в творчестве Санта Риты Пинтора — превзошёл все виды авангардного искусства .

Несмотря на участие в издании второго номера «Орфея» и принадлежность к его поколению, Санта Рита отстранился от теоретических изысков поэтов этого круга . Полемика больше касалась вопросов литературы нежели живописи. Главными фигурами тех дискуссий были А́лвару де Кампуш, гетероним Фернанду Пессоа, Раул Леал ( Raul Leal ) и Амадеу де Соуза-Кардозу. Во втором номере «Орфея» были опубликованы посвящённые Санта Рите Пинтору два поэтических сочинения: «Морская ода» А́лвару де Кампуша и «Элегия» Мариу де Са-Карнейру. Несмотря на это, как М. де Са-Карнейру, так и А. де Соуза-Кардозу не высоко оценивали талант Санта Риты Пинтора . Са-Карнейру с определённой жестокостью запечатлел словесный портрет эпатажного художника в одном из персонажей Confissão de Lúcio — детективной повести о любовном треугольнике. Амадеу де Соуза-Кардоза также ненавидел его, и напал на него как-то раз в кафе «Бразилейра» . Хотя та атака произошла до того, как Санта Рита вынудил Соузу-Кардозу опубликовать пространные выдержки из манифестов Маринетти в лиссабонской монархической газете «День» ( O Dia ) 4 декабря 1916 года . Поэтому имя Санта Риты связано с одним из ключевых моментов португальского футуризма.

В начале XX века в изобразительном искусстве Португалии смешивались отзвуки импрессионизма , экспрессионизма , кубизма и нарождавшегося абстракционизма . Вот что писала о художнике Т. П. Каптерева : «Футуризм распространился в Португалии между 1915 и 1919 годами, его первым и, по существу, единственным лидером был Гильерме Санта Рита, называвший себя Санта Рита-Пинтор (художник). Санта Рита (1889—1918) среди своих сверстников предстал, пожалуй, самой неинтересной фигурой. Провозглашая уникальность собственной футуристической особы, Санта Рита на самом деле последовательным футуристом не был . Его основные работы, более близкие к дадаистам , представляли собой род схематичных и абсурдных технических чертежей, составленных из наложенных друг на друга прямоугольников, линий и зигзагов, снабжённых нелепо многозначительными надписями, как, например: „Научный образец головы+окулярный аппарат+динамическое зрительное восприятие+рефлексы среды+цвет“ (1914). Работы Санта Риты публиковались в журналах „Орфей“ (основан в 1915), „Футурист Португалии“ (основан в 1918) и вызывал озорные пародии в юмористической буржуазной печати» [Более точный перевод претенциозного названия коллажа: «Научный инструментарий головы + глазной аппарат + наложение зрительной динамики + отражения среды x свет (механическая чувствительность)» ( Estojo scientífico de uma cabeça + aparelho ocular + sobreposição dynamica visual + reflexos de ambiente x luz (SENSIBILIDADE MECHANICA) )].

Официально значилось, что подготовкой выпуска первого и единственного номера «Футуристической Португалии» занимался Карлуш Филипе Порфириу ( Carlos Filipe Porfírio , 1895—1970) , однако реальным руководителем проекта был Санта Рита. В том единственном номере был опубликован текст Бетенкура Ребелу ( Bettencourt Rebello ) о медиумической чувствительности Санта Риты , проиллюстрированный известной фотографией художника в клетчатом костюме , и были представлены фотографии четырёх работ первого португальского футуриста (первого наравне с Алмадой Негрейрушем). Публикация вызвала новый скандал, потому что весь тираж выпуска был арестован полицией в типографии и изъят из продажи за оскорбление моральных и государственных устоев.

В «Футуристической Португалии» (1917, № 1) вышли 4 фотографии, среди которых:

В работе «Орфей в пекле» ( Orfeu nos infernos ), ошибочно датированной 1903 годом («написана в возрасте 14 лет Санта Ритой Пинтором» ) на репродукции в единственном номере журнала «Футуристическая Португалия» (1917), столь же провоцирующе, сколь и саркастически изобразил своего художественного наставника Велозу Салгаду ( Veloso Salgado ) в образе Орфея. Ж. М. Шавеш ( Joaquim Matos Chaves ), автор единственной биографии художника, полагает, что данное полотно было создано значительно позднее — между 1913 и 1915 годами .

Умер от туберкулёза, ещё одной причиной кончины был сифилис. После смерти художника родственники уничтожили значительную часть его работ . В изданной к 100-летию рождения единственной биографии художника представлены репродукции всех сохранившихся работ, из которых 9 картин маслом, рисунки, эскизы и прочее . Главным образом творчество Санта Риты Пинтора известно по фотографиям.

Публикации при жизни

  • Santa Rita Pintor. A Torre Eiffel e o Genio do Futurismo : [ порт. ] // Orpheu : revista trimestral de literatura / ed. por António Ferro e dir. de Fernando Pessoa e Mário de Sá-Carneiro e com ilustrações de Santa Rita Pintor. — 1915. — No. 1.
  • Bettencourt J. R. de. : [ порт. ] // Portugal Futurista : revista trimestral de literatura / ed. por António Ferro e dir. de Fernando Pessoa e Mário de Sá-Carneiro e com ilustrações de Santa Rita Pintor. — 1917. — No. 1. — P. 3—4.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Guilherme Santa Rita // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. (англ.) — 2015.
  3. , p. 1.
  4. , Santa Rita Pintor, p. 3.
  5. : «Santa Rita Pintor».
  6. .
  7. .
  8. , p. 15.
  9. , p. 42.
  10. , Índice onomástico remissivo, p. 1204: «Pintor, Santa-Rita».
  11. , Именной указатель архитекторов, скульпторов, художников, деятелей науки и культуры, с. 389.
  12. , p. 42: «Futurista declarado, em Portugal, há só um, que sou eu».
  13. , p. 43.
  14. , Modernismo, p. 1045.
  15. Мазняк М. М. : [ 1 сентября 2019 ] : Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Научн. рук. кандидат филологических наук Ирина Александровна Хохлова. — СПб. : ОНУТ Филологического факультета СПбГУ, 2011. — С. 19. — 28 с. — 100 экз.
  16. , p. 4.
  17. , Глава 4. От первых буржуазных революций до современности, с. 340.
  18. , Глава 4. От первых буржуазных революций до современности, с. 344.
  19. , p. 1.
  20. , Santa Rita Pintor, p. 3—4.
  21. , p. 5.
  22. , Orfeu nos Infernos: «foi pintado aos 14 anos de edade por Santa Rita Pintor».
  23. , p. 45.
  24. .

Литература

  • Каптерева Т. П. Искусство Португалии / Татьяна Павловна Каптерева. — М. : Изобразительное искусство, 1990. — 400 с. — 30 000 экз. ISBN 5-7117-0369-2 .
  • Chaves J. M. Santa Rita, vida e obra : precisões e considerações : [ порт. ] / Joaquim José Lopes de Matos Chaves. — Lisboa : Quimera, 1989. — 106 p. — ISBN 978-9725890196 . ISBN 9725890191
  • Dias F. R. / Fernando Rosa Dias // O Chiado da Dramaturgia e da Performance : Arte na Esfera Pública : [ порт. ] . — Lisboa • Paris • Marselha : Faculdade de Belas-Artes, Universidade de Lisboa, 2014. — P. 40—71. — 264 p. — ISBN 978-989-8300-92-8 .
  • França J.-A. : [ порт. ] // Colóquio : Revista de Artes e Letras. — 1967. — No. 44. — P. 4— 11.
  • Pessoa F. / Fernando Pessoa // Pessoa Inédito : [ порт. ] / Orientação, coordenação e prefácio de Teresa Rita Lopes. — Lisboa : Livros Horizonte, 1993. — P. 130.
  • Saraiva A. J. , Lopes Ó. História da Literatura Portuguesa : [ порт. ] / António José Saraiva, Óscar Lopes. — 13ª ed. corrigida e actualizada. — Porto : Porto Editora, 1985. — P. 1102. — 1218 p.

Ссылки

  • (порт.) . Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 18 июня 2020.
Источник —

Same as Санта Рита, Гильерме де