Родригеш Алвеш, Франсишку
- 1 year ago
- 0
- 0
Жозе́ Клауди́ну Родри́геш Миге́йш ( порт. José Claudino Rodrigues Miguéis ; 9 ноября 1901 , Лиссабон — 27 октября 1980 , Нью-Йорк ) — португальский писатель, драматург , один из наиболее значительных представителей реализма в португальской литературе XX века . Гранд-офицер португальского ордена Сантьяго ( GOSE , 1979).
До 1970—1980-х годах среди переводчиков-испанистов, редакторов изданий было принято передавать имя писателя неким образом на испанский лад, или, возможно, с бразильским акцентом: Жозе Родригес Мигейс . В настоящее время, согласно правилам португальско-русской практической транскрипции , принятым с 1974 года, корректней использовать орфографию более приближённую к произношению европейского (пиренейского или континентального) варианта португальского языка — Жозе Родригеш Мигейш.
А. Ж. Сарайва и О. Лопеш указали дату рождения писателя 9 ноября 1901 , и год смерти — 1981 .
В 1924 году окончил юридический факультет Лиссабонского университета . В 1933 году получил стипендию для обучения за границей и продолжил образование в Бельгии , где окончил Брюссельский свободный университет по специальности «педагогика». В Португалии занимался юриспруденцией, сотрудничал в прогрессивных газетах и журналах, преподавал в школе, отличился ораторскими и педагогическими способностями, заинтересовавшись идеологией, разделял марксистские взгляды с целью организации народных масс для обновления нации . С начавшимся с 1926 года усилением диктатуры писатель был вынужден покинуть родину и долгие годы искать убежища в Париже. В 1935 году эмигрировал в США , но в продолжал сотрудничество с португальскими и испанскими издательствами, посещал Португалию, куда вернулся в 1957 году. В США работал переводчиком, преподавал в университете, был помощником редактора « Ридерз дайджест ».
Е. А. Ряузова оценила Ж. Р. Мигейша как выдающегося португальского новеллиста середины XX века , а А. Ж. Сарайва и О. Лопеш отнесли писателя к наиболее значительным представителям так называемого этического реализма (или критического порт. realismo ético ou crítico ) . Указанные португальские литературоведы отметили его близость к поколению журнала «Презенса» ( geração presencista — от Presença ), а также родство его творческих устремлений с мировосприятием Жозе Гомеша Феррейры и Ирены Лижбоа .
Уже первое значительное произведение Морайша, повесть «Счастливая пасха» ( Páscoa feliz ), было признано лучшим сочинением в духе реализма Достоевского , который был введён на португальскую почву Раулом Бранданом . В 1946 году в Бразилии писателю удалось опубликовать сборник рассказов «Там, где кончается ночь» ( Onde a noite se acaba ) . Родригеш Мигейш смог освоить различные повествовательные техники — как португальские, так и зарубежные, передавать ситуации широкой гаммой различных тональностей, наполнить свою прозу юмором, — поэтому в своё время его стиль был признан в высшей степени элегантным . Более всего писателя волновал вопрос личной ответственности. Обеспокоенность данным аспектом как при описаниях лиссабонской жизни, так и в воспоминаниях о проведённых в Бельгии юношеских годах сближает его с Жозе Гомешем Феррейрой и Иреной Лижбоа . Его персонажи, поставленные в разработанную Достоевским ситуацию преступления и наказания, проходят через угрызения совести, и только раскаявшись могут начать новую жизнь . Фигура писателя не соответствовала навешанным ярлыкам «русский или кейрозианец, романтик или реалист» ( russo ou queirosiano, romântico ou realista ) , эстетика его творчества не совпадала с неореализмом. Реализм Мигейша одновременно отличается как от реализма Эсы де Кейроша , так и от , и в той же мере его не следует путать с понятиями бразильского и северо-американского социального реализма . Этический реализм Мигейша занимает уникальное место в художественной литературе XX века .
Перевёл на португальский язык произведения Эрскина Колдуэлла , Фрэнсиса Скотта Фицджеральда , Карсон Маккалерс , Стендаля . Отдельные произведения Мигейша переведены на английский , итальянский , немецкий , польский , чешский и русский языки .