Interested Article - Лижбоа, Антониу Мария

Анто́ниу Мари́я Лижбо́а ( порт. António Maria Lisboa ; 1 августа 1928 , Лиссабон 11 ноября 1953 , Лиссабон — португальский поэт- сюрреалист , представитель модернизма в португальской литературе первой половины XX века .

О короткой жизни и творчестве

Антониу Лижбоа можно назвать самым большим сюрреалистом за его теоретический вклад в движение, но также и самым незначительным сюрреалистом из-за его отказа следовать заявленному ортодоксами направлению школы .

В 1947 году вместе с Педру Оомом ( Pedro Oom ) и Энрике Ришкешем Перейрой ( Henrique Risques Pereira ) основал небольшую группу сюрреалистов. С марта 1949 года два месяца провёл в Париже . Исследователи предполагают, что в ту пору Лижбоа впервые ознакомился с учением индуизма , египтологией и оккультизмом . Поэт считал, что «Сюрреальность является плодом величественного супружества Сновидения и так называемой Реальности» .

Вернувшись в Лиссабон, познакомился и сблизился с Мариу Сезарини , принимал участие в движении сюрреалистов и был близок группе несогласных ( grupo dissidente ), считающейся вторым поколением движения, но формально не был членом группы. Впрочем специалисты расценивают Лижбоа как философа данного направления португальского искусства и относят его творчество к эзотерико-мистической тенденции. Идеи поэта стали основой абжексионизма ( порт. abjeсionismo ) — второй стадии развития сюрреализма в Португалии.

В декабре 1951 года после включения его имени без его ведома под фельетоном против Алешандре О’Нилла писал Мариу Сезарини о своём недовольстве: «В этом смысле я ясно заявляю о своей позиции: я не принадлежу к какой бы то ни было группе сюрреалистов , хотя не отрицаю сюрреализм, не отвергаю его завоевания и полученный опыт <…>» . Такие строки содержало письмо, полученное Сезарини 7 января 1952 года.

Несмотря на близость к сюрреализму как автор программных манифестов (его манифест-поэма «Собственная ошибка» ( Erro Próprio ) считается краеугольным камнем теории движения ), предпочитал называть себя «метаучёным» ( порт. metacientista ) и использовал понятие «метанаука» ( порт. Metaciência ) . Относительно себя считал недопустимым использование термина «сюрреалист», аргументируя это в одном из адресованных Мариу Сезарини писем тем, что сверхреальность свойственна не только сюрреализму; сверхреальным можно считать любого поэта, все великие поэты — сюрреалисты. Лижбоа стремился к Свободе с большой буквы, которая несовместима с принадлежностью поэта к какой бы то ни было литературной или художественной группировке. Допускал творческое взаимодействие только посредством публикаций, писем, а также бесед в группах не более 3 человек . Отвергал жизнь и творчество в группе, считая что в коллективе создаются благоприятные условия, порождающие интриги, конфронтацию, отсутствие согласия. Это привело к признанию необходимости инициации , которая могла быть сугубо индивидуальной и непередаваемой , а затем вылилось в то, что Лижбоа назвал «завоеванием Свободы и Любви» . Провозглашённый культ абсолютной свободы весьма импонирует анархистам , относящимся с пиететом к творчеству безвременно ушедшего поэта.

С 1951 года находился в санатории с почти исчезнувшими лёгкими. Умер в 25 лет от туберкулёза.

Основные публикации

Поэзия
  • 1949 — Afixação Proibida (коллективный манифест, разработанный в сотрудничестве с Мариу Сезарини; опубликован в 1953 году)
  • 1950 — Erro Próprio (манифест-поэма зачитана 3 марта, первое издание 1952 года)
  • 1952 — Ossóptico (Coimbra, 18 p., стихи, изданные на средства автора)
  • 1953 — Isso Ontem Único (Lisboa), эссе
  • 1956 — A Verticalidade e a Chave (Lisboa)
  • 1958 — Exercícios sobre o Sonho e a Vigília de Alfred Jarry seguido de O Senhor Cágado e o Menino (Lisboa)
  • 1958 — Uma Carta: Estrela da Ilha em Puros Ministros (Lisboa)
Посмертные издания

Примечания

  1. , p. 163.
  2. : «conjugação magnífica do Sonho e da Chamada Realidade: a Surrealidade».
  3. , Surrealismo e seu rasto, p. 1101.
  4. , p. 163: «Nesse sentido é bem nítida a minha posição declarada: não pertenço a grupo surrealista algum , não nego o surrealismo, as suas conquistas, a experiência realizada; <…>».
  5. : «Considerado um dos principais manifestos do surrealismo».
  6. , p. 164: «pessoal e intransmissível».
  7. , p. 164: «a conquista da Liberdade e do Amor».

Литература

  • Saraiva A. J. , Lopes Ó. História da Literatura Portuguesa : [ порт. ] / António José Saraiva, Óscar Lopes. — 13ª ed. corrigida e actualizada. — Porto : Porto Editora, 1985. — P. 1102. — 1218 p.
  • Silva M. P. da. : poeta do poeta : [ порт. ] / Manuela Parreira da Silva // Delphica : letras & artes. — 2015. — No. 2. — P. 163—168. — ISBN 5609892042409.

Ссылки

  • (порт.) . Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 13 июня 2020.
  • (порт.) . Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 13 июня 2020.
Источник —

Same as Лижбоа, Антониу Мария