Венёвская улица
- 1 year ago
- 0
- 0
Поль Мари Вен (Вейн) ( фр. Paul-Marie Veyne ; 13 июня 1930 , Экс-ан-Прованс — 29 сентября 2022 , Бедуан ) — французский археолог и историк античности, специалист по истории Древнего Рима . Выпускник Высшей нормальной школы Франции , являлся почётным профессором в Коллеж де Франс . Представитель постмодернизма , причисляется к школе Луи Жерне .
Поль Вен происходил из небогатой семьи: его дед и бабушка были фермерами, а отец банковским работником . Из всех направлений образования, которые он называет «бескультурными», Вен выбрал историю и археологию, абсолютно случайно, в возрасте восьми лет, когда он нашёл осколок амфоры на стоянке кельтов неподалеку от деревни Кавайон . Он развил в себе определённый интерес к римской цивилизации , поскольку она была наиболее известна в том месте, где он вырос. Вскоре его семья переехала в Лилль . Там, в археологическом музее, соблюдая указания куратора, он старательно и усердно изучал римские коллекции. Вен утверждал, что его интерес к грекам и римлянам он по воле случая обнаружил именно в детстве, и на него не влияли никакие гуманистические идеи .
Скончался 29 сентября 2022 .
Отправившись в Париж за степенью бакалавра, он испытал неожиданную вспышку пробуждения политического духа, после того, как увидел барельеф на бульваре Сен-Мишель , который знаменовал освобождение города. Тогда Поль Вен принял решение вступить в коммунистическую партию Франции . Однако спустя четыре года он вышел из партии, не имея истинных политических убеждений . С другой стороны, плохое обращение колонистов с алжирцами возмущало его не меньше, чем зверства нацистов. Однако, шок, который он испытывал от этого, скорее носил моральный, нежели социальный или политический оттенок.
Поль Вен учился в Высшей нормальной школе Франции в Париже в 1951—1955 годах. Позже он основался в Экс-ан-Провансе , где получил должность профессора Университета Прованса .
Именно в годы проживания в Экс-ан-Провансе он опубликовал провокационное Comment on écrit l’histoire , эссе, в котором рассуждал об эпистемологии истории . В то время, когда во французской историографии доминировали количественные методы, Вен в своём эссе беззастенчиво заявил, что история должна быть «истинной сказкой». Благодаря этому эссе он стал одним из первых, кто вызвал интерес к повествовательным аспектам исторической науки.
Однако его монография Le pain et le cirque , посвящённая эвергетизму, вышедшая в 1975 году, продемонстрировала, что концепция Вена о повествовательной истории в значительной степени отличается от сложившегося взгляда, и его разрыв с доминирующей Школой «Анналов» гораздо меньше, чем в 1970 году . Эта книга представляла собой комплексное исследование практики дарения подарков и была написана в традиции Марселя Мосса .
В 1975 году Вен получил должность в Коллеж де Франс благодаря поддержке Раймона Арона . Однако во вступительной лекции он забыл упомянуть имя Арона, и с тех пор их отношения испортились. По словам Вена, Арон с тех пор порицал его за это проявление неблагодарности . В должности заведующего кафедрой Римской истории Вен оставался с 1975 по 1999 год.
В 1978 года гносеологическое эссе Вена было переиздано совместно с новым сочинением Мишеля Фуко Foucault révolutionne l’histoire . В этой работе Вен перестал настаивать на восприятии истории как повествования и сконцентрировался на значимом сдвиге исторического мышления в работе Фуко. Этим эссе Вен зарекомендовал себя как важный и уникальный толкователь работ своего коллеги. Эти отношения между историком античности и философом повлияли и на последнего. Под влиянием Вена Фуко обращается к античности во втором томе «Истории сексуальности» .
В 2008 году Поль Вен выпустил новую книгу, посвящённую Фуко и его сочинениям, переработав некоторые темы, которые поднимал в своём прошлом эссе, и расширил интеллектуальный портрет философа .