Interested Article - Ройбке, Юлиус
- 2020-01-06
- 2
Фри́дрих Ю́лиус Ро́йбке ( нем. Friedrich Julius Reubke ; 23 марта 1834 , Хауснайндорф , близ Кведлинбурга ― 3 июня 1858 , Пильниц , близ Дрездена ) ― немецкий композитор , пианист и органист .
Биография
Родился в семье известного органного мастера (1805—1875) , первые уроки музыки получил от Германа Бёнике в Кведлинбурге. В 1851 году поступил в берлинскую Консерваторию Штерна , где учился игре на фортепиано под руководством Теодора Куллака , композиции ― у Адольфа Маркса . Исполнительское мастерство Ройбке высоко ценили многие известные музыканты, Ханс фон Бюлов считал его одним из талантливейших студентов консерватории. Из сочинений Ройбке этого периода известны две небольшие фортепианные пьесы в духе Шопена .
В 1856 году он уезжает в Веймар , где становится учеником Ференца Листа , который оказал огромное влияние на творческий стиль молодого музыканта. Весной 1857 года Ройбке заканчивает крупнейшие свои сочинения: сонаты си-бемоль минор для фортепиано и до минор для органа. Обе сонаты высоко ценились членами Веймарского кружка и лично Листом, который называл Ройбке композитором огромного дарования. Окончив обучение у Листа, Ройбке в конце 1857 года отправился в Дрезден , но через полгода, 3 июня 1858 года, скоропостижно скончался от туберкулёза .
7 июля 1858 года похоронен близ евангелическо-лютеранской церкви Марии-у-Воды ( нем. ) в . Его могила не сохранилась. Через несколько дней после кончины Петер Корнелиус написал мемориальную поэму «На смерть Юлиуса Ройбке» . 31 июля 2015 года на внешней стене этой церкви Общество Друзей Органа ( нем. ) установило мемориальную доску.
Поистине, никто не мог бы более глубоко прочувствовать потерю, которую искусство понесло из-за смерти Юлиуса, чем тот, кто с восхищённым сочувствием следил за его благородными, постоянными и успешными устремлениями в эти годы и кто всегда будет преданно помнить о дружбе с ним. Ференц Лист , из письма отцу Юлиуса
Творчество
Наиболее заметны из творческого наследия Юлиуса Ройбке две сонаты — органная и фортепианная. Обе сонаты написаны в типичной манере немецкого романтизма и считаются виртуозными и достаточно сложными для исполнения. Несмотря на сильное влияние Листа, заметное в их форме и тональной структуре, в них ярко проявляется индивидуальность стиля Ройбке. Каждая соната — одночастная, но с интенсивным развитием: органная ― на основе монотематизма, фортепианная ― с тематическими метаморфозами. В обеих сонатах богатая, насыщенная гармония, обе требуют от исполнителя высокого технического мастерства.
94 псалом — соната до минор для органа
Органная соната написана в 1857 году под влиянием Ф. Листа . Она написана с глубоким знанием исполнительских возможностей органа и требует от органиста продвинутой педальной техники, что в свою очередь свидетельствует о том, что Ройбке лучше владел органом, чем Лист, который был прежде всего пианистом. Соната впервые прозвучала 17 июня того же года на открытии нового органа Фридриха Ладегаста в Мерзебургском соборе в исполнении самого автора.
Соната является одночастной программной музыкой , в духе симфонических поэм , и имеет несколько разнохарактерных разделов, каждому из которых соответствуют определённые строки псалма .
Эту сонату можно условно поделить на три раздела:
- Grave ― Larghetto ― Allegro con fuoco ― Grave
- Adagio ― Lento
- Allegro ― Più mosso ― Allegro assai
Первый и второй разделы написаны в форме сонаты . Третий раздел представляет собой фугу , которая также с элементами сонатной формы. Большое разнообразие в сквозном развитии, повторение фраз и сглаживание границ разделов создают впечатление спонтанной импровизации . Начальная тема произведения является основой всего остального тематического материала. Эта музыка — авторская интерпретация текста «Herr Gott, des die Rache ist, erscheine». Раздел Adagio , изображает настроения скорби и утешения и заканчивается появлением первоначальной темы сонаты. Финалом сонаты является яростная фуга ( Allegro ), иллюстрирующая Страшный суд и победу над злом. Тема появляется только на ступенях тоники и доминанты . В отличие от подобных драматических композиций, в которых обычно вводится контрастная лирическая тема, приводящая к окончательному победоносному апофеозу, соната заканчивается ускоренным темпом и тяжелыми финальными аккордами до минора в тесном расположении, изображающими тяжесть божественного суждения.
Органная соната Юлиуса Ройбке в репертуаре многих концертирующих органистов и многократно записывалась такими известными органистами как Жан Гийу (1993), Михаэль Шёнхайт ( 2007 г., на том же мерзебургском органе, на котором она прозвучала впервые), , , Вирджил Фокс , , , и другие.
Программа
В связи с различием в греческой и масоретской нумерации псалмов , псалом 94 соответствует 93 псалму в синодальном переводе Библии на русский язык.
Grave - Larghetto | |
Herr Gott, des die Rache ist, erscheine.
Erhebe Dich, Du Richter der Welt: vergilt den Hoffärtigen, was sie verdienen. |
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. |
Allegro con fuoco | |
Herr, wie lange sollen die Gottlossen prahlen?
Witwen uhd Fremdlinge erwürgen sie und töten die Weisen und sagen: der Herr sieht es nicht an der Gott Jacobs achtet es nicht. |
Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? (…)
Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». |
Adagio | |
Wo der Herr mir nicht hülfe,
so läge meine Seele schier in der Stille. Ich hatte viel Bekümmernis in meinem Herzen, aber deine Tröstungenergötzen meine Seele |
Если бы не Господь был мне помощником,
вскоре вселилась бы душа моя в [страну] молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня. При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою. |
Allegro | |
Aber der Herr ist mein Hort und meine Zuversicht.
Er wird ihnen Unrecht vergelte und sie um ihre Bosheit vertilgen |
Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш . |
Cоната си-бемоль минор для фортепиано
Фортепианная соната написана под влиянием Сонаты си-минор Ф. Листа. Фортепианную сонату Ройбке в 1977 году записал Хэмиш Милн , получив высокую оценку в рецензии журнала Gramophone .
Другие сочинения
- Мазурка ми мажор для фортепиано (1856)
- Скерцо ре минор для фортепиано (1856)
- Трио ми-бемоль мажор для органа (1850)
- Adagio ми минор для органа
- Утраченные
- Увертюра
- Песни для меццо-сопрано и фортепиано
- Хоральные вариации «O Haupt voll Blut und Wunden»
Примечания
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #119111527 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- , с. 192.
- Alan Walker. Franz Liszt: The Weimar Years, 1848-1861. — Cornell University Press, 1993. — Т. 2. — С. 196. — 656 с.
- в Викитеке .
- (недоступная ссылка) // The Gramophone, June 1977, P. 72.
Литература
- Michael Gailit. Julius Reubke (1834—1858): Leben und Werk. — Wien: Günter Lade, 1995. — 252 с.
- 2020-01-06
- 2