Рея Рипли
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рея Сильвия: Повесть из жизни VI века» — рассказ (или повесть ) В. Я. Брюсова , посвящённый закату древнеримской цивилизации. Замысел возник у писателя во время создания романа « Юпитер поверженный », работа над которым прервалась навсегда. В 1914 году повесть была опубликована в журнале « Русская мысль » и вышла отдельным изданием в 1916 году. После 1980-х годов неоднократно переиздавалась.
Накануне вторжения лангобардов в Италию на руинах Рима дочь переписчика рукописей Мария вообразила себя Реей Сильвией . Ещё раньше она перечитала все рукописи, хранившиеся в доме и выстроила в своём сознании вымышленную древнеримскую историю. Увидев в руинах Золотого дворца Нерона барельеф с Реей Сильвией, она постоянно возвращается к нему. Встретив готского юношу Теодата, скрывающегося от византийских властей , Мария воображает его богом Марсом и думает, что станет матерью новых Ромула и Рема . Вскоре Теодат исчезает, а Мария чувствует, что внутри неё зародилась новая жизнь. Узнав, что Теодата запытали до смерти, приняв за лазутчика, Мария теряет ребёнка и бросается в воды Тибра .
Действие рассказа разворачивается между 546—568 годами в полуразрушенном Риме, последовательно опустошаемом во время войн готов и Византии . Структурно текст состоит из семи главок и эпилога. Главной героиней является Мария — дочь переписчика рукописей. Удручённая ничтожеством окружающего мира, она мечтает о прекрасном прошлом, в котором всё представляется ей привлекательным и благополучным. Она стремится не обращать внимания на жестокую современность. Любимыми героями её являются бог Вакх и второй основатель Рима Камилл , Цезарь , «вознесшийся звездой на небо», и «мудрейший из людей» Диоклетиан , и даже «несчастнейший из великих» Ромул Августул . Мария полностью отгородилась книжными грёзами от действительности и жила в созданном ею самой мире. Во время странствий по руинам Вечного Города она набрела на руины Золотого дворца Нерона и, любуясь древним барельефом с изображением весталки Реи Сильвии , опознала в ней саму себя. Там же, на руинах, встретила она юношу- гота Теодата, которому грозила смерть, и вообразила его богом Марсом . Постепенно своими бредовыми измышлениями она заразила и юношу, и даже став любовниками, они никогда не пытались встречаться где-либо, кроме руин Золотого дворца. Потом он исчез. Мария-Рея понесла дитя, которое воображала новыми Ромулом и Ремом , но потеряла его трёхмесячным, узнав, что Теодата схватили, когда он выбирался из руин, и запытали, приняв за лазутчика готов. Чуть оправившись, Мария бросилась в Тибр , в точности повторив судьбу Реи Сильвии . Рассказ завершается авторским напутствием:
Бедная девочка! Бедная весталка, нарушившая свой обет! Хочется верить, что, бросаясь в холодные объятия воды, ты была убеждена, что твои дети, близнецы Ромул и Рем, сосут в эту минуту тёплое молоко волчицы и в свое время возведут первый вал будущего Вечного Города. Если в минуту смерти ты не сомневалась в этом, может быть, ты была счастливее всех других в этом жалком, полуразрушенном Риме, на который уже двигались с Альп полчища диких лангобардов !
Интерес В. Я. Брюсова к Риму эпохи упадка сопровождал всю его творческую биографию. Первое его обращение к этой тематике относится к 1894 году, когда писатель работал над так и не завершённым романом «Грань», посвящённым заговору против Валентиниана III в 455 году. На новом этапе своего творчества, в 1911—1912 годах, Брюсов опубликовал роман « Алтарь Победы », посвящённый событиям конца IV века, и приступил к написанию его продолжения — « Юпитер поверженный ». В процессе работы над романом и был написан рассказ, посвящённый безумной девушке, которая вообразила себя родоначальницей римского народа .
Впервые «Рея Сильвия» была напечатана в № 6 журнала « Русская мысль » за 1914 год с подзаголовком «Рассказ из жизни VI века». Отдельное издание (вместе с рассказом «Элули») последовало в 1916 году в серии «Универсальная библиотека», по которому текст печатался в изданиях советского времени .
Современные литературоведы более всего обращают внимание на мифологическую и апокрифическую сторону античной трилогии Брюсова. В этом отношении «Рея Сильвия» В. Тузковым именуется «этюдом на полях „римских романов“ писателя»; признаётся, что этот текст в творческом его наследии является малоизученным. Завязкой сюжетного конфликта является отождествление полубезумной Марии с Реей Сильвией, которой предшествует обширная экспозиция, описание разрушенного Рима. Двойственность пространственно-временного положения Рима VI века (великолепие прошлого — ничтожество настоящего) служит источником раздвоения личности Марии. Как явствует из авторского описания, она создала «свою историю Рима, ничем не похожую на ту, которую рассказывал когда-то красноречивый Ливий, а потом другие историки и анналисты…» Её реальность — ирреальна, это пустое, мёртвое пространство, которое наполняется смыслами и образами исключительно в воображении. Книги некому продать, вдова Боэция просит подаяния. Римская культура жива только в больном сознании героини. Композиционным и пространственным центром повести является Золотой дом Нерона . Консультант Брюсова — историк и антиковед А. И. Малеин — в этом контексте утверждал, что «повесть интересна и с археологической стороны». Проводя аналогии с современностью, он предлагал представить, какое впечатление Золотой дом производил на героев рассказа, если по размерам он напоминал « Царское Село в центре Петербурга или Версаль в середине Парижа» . В подземной зале Мария находит символ возрождения Вечного Города — барельеф с изображением Реи Сильвии. «Диалог с мёртвыми» достигает своего апогея — он приносит Марии мучительную смерть. Однако автор утверждает, что именно в этом её счастье: лицезрение того, как миф и мир сливаются воедино .
По мнению В. Тузкова, помимо собственных римских штудий Брюсова, одним из важнейших литературных прототипов «Реи Сильвии» был пушкинский « Медный Всадник », поскольку в рассказе Брюсова преломились все его ключевые мотивы, включая катастрофическое мироощущение. Если Петербургу порабощённая им природа мстит наводнением, то Вечный Город сносят с лица земли порабощённые им варварские племена. Сюжетному диалогу «Медный всадник — Евгений» полностью отвечает общение мраморной Реи Сильвии с Марией. Системы образов цитируют друг другу. Безумие героев — Евгения и Марии — изображается как постепенное погружение в ирреальный мир, который сам деформирует реальность: Марию поглощает мания величия. Участь безумца предрешена: происходят утрата связи с реальностью и смерть в водах реки. Во время жизни Брюсова эта двойственность накладывалась на аналогии между судьбами Российской и Римской империй, находящихся накануне тяжёлых испытаний, ниспосланных историей .
М. Покачалов также обращал внимание, что образ Рима, данный в повести Брюсова, тройственный. С одной стороны, это ещё живой античный Рим, сохранившийся как в материальных объектах, так и в памяти живых носителей духа античности. Руины Рима, сокрушённого варварскими племенами и христианами-византийцами, — это отрицание всего того, что Рим воплощал собой. Наконец, третий Рим — сознания Марии, — обращён в будущее . Собственно, образ безумицы Марии является закономерным развитием героинь «Алтаря Победы» (пророчицы Реа) и «Юпитера поверженного» (Сильвии). По мнению исследователя, повесть выразила борение Брюсова-учёного и Брюсова-писателя. Системой образов «Реи Сильвии» он сокрушил собственную концепцию бессмертия культур и вечной системы ценностей. Всё содержание текста гласит — погибшая цивилизация не возродится. Символом античного Рима были сыновья Реи Сильвии Ромул и Рем, однако её безумная проекция выкидывает окровавленный комок, демонстрируя невозможность возврата к прежнему величию. Мария — дитя кризисной эпохи, путает Нуму и Одоакра и принимает беглого юношу-гота за бога Марса. Смешение исторического и мифологического времени в умах демонстрирует подлинную величину упадка культуры. Вероятно, это передавало и личные чувства Брюсова, который воспринимал смену типа культуры как личную трагедию. Вероятно, его разочарование в движении символистов выразилось и в демонстрации бесплодности и даже гибельности смешения мифотворчества с жизнетворчеством .