Interested Article - Фальконетти, Рене-Жанна
- 2020-01-12
- 2
Рене Жанна Фальконетти ( фр. Renée Jeanne Falconetti , известна как Фальконетти , Мадемуазель Фальконетти , Рене Фальконетти , Мария Фальконетти ; 21 июля 1892 , Пантен , Сена-Сен-Дени — 12 декабря 1946 , Буэнос-Айрес ) — французская актриса, прославленная исполнением главной роли в фильме Карла-Теодора Дрейера « Страсти Жанны д’Арк ».
Биография
Рене Фальконетти родилась в 1892 годе недалеко от Парижа в бедной семье с корсиканскими корнями и воспитывалась монашками, которые не приветствовали её актёрские наклонности.
В 1912 году , вопреки воле семьи, прошла прослушивание и была принята в Национальную Консерваторию (класс , затем М-ль дю Менсиль). Одним из «кумиров» Фальконетти была Габриэль Режан .
На театральных подмостках — с 1913 года .
В 29 мая 1915 года выступила на сцене «Одеона» в чеховском « Предложении », — и получила приглашение заключить трёхгодичный контракт с театром.
В конце 1920-го играла в знаменитом «экзотическом» спектакле Гастона Бати «Самум» (по пьесе , Комеди Монтень ), а через два месяца стала партнёршей Люсьена Гитри в не менее знаменитом « » ( , 1921 ), театральной оде Саша́ Гитри своему отцу.
С 1924 года — Мадемуазель Фальконетти пансионер в труппе Комеди Франсез .
В 1926 году произвела фурор и была причислена к иконам стиля , исполнив главную роль в инсценировке гиперскандального романа Виктора Маргерита «Холостячка» ( фр. «La Garçonne» , , 12 июля ). В следующем году имела успех в роли Лоренцо («Лоренцаччо», Мюссе ; Театр Монте-Карло; , 1927 ).
Ещё в 1917 году снялась во второстепенных ролях в фильмах «Клоун» и «Графиня дё Сомрив» и . В 1926-м её приметил в театре К.-Т. Дрейер и предложил заглавную роль в своём будущем фильме . По воспоминаниям актрисы режиссёр при встрече тщательно осмотрел её во всех возможных освещениях и в мельчайших деталях при этом сказав, что «...ему не нужно совершенство и что мое лицо такое живое, что у него есть свой собственный микроклимат, чтобы сыграть Жанну д'Арк». Роль Жанны оказалась последней в кинематографической карьере Фальконетти: методы, использованные Дрейером, привели актрису к тяжёлому нервному срыву.
В 1929 собрала собственный театральный коллектив, выступавший на сцене ( 1929 — 1930 ). Первым спектаклем её труппы стала постановка пьесы Киршона и А.Успенского «Ржавчина» («Константин Терёхин») — Мария Фальконетти (так именовала она себя с 1928 года) играла роль молодой советской женщины Нины Верганской в режиссуре известного журналиста Фернана Нозьера ( фр. Fernand Nozière ) и Николая Евреинова . Это была первая постановка советской пьесы во Франции .
Синтетическая актриса, в 1930-е она с равным успехом выступала в глубоко драматических ролях ( Федра , Маргарита Готье , , Жанна д’Арк , Андромаха ) и комедийных, участвовала в музыкальных варьете. Играла в спектаклях Саша Гитри , Жоржа Питоева , Луи Жуве . Ролью Андромахи в пьесе Жироду «Троянской войны не будет» Фальконетти намеревалась завершить свою сценическую карьеру, она переехала в Швейцарию , брала уроки вокального мастерства в Риме .
После германского вторжения во Францию в 1940 г., предприняла попытку перебраться с сыном в Аргентину , однако из-за проблем с визами смогла добраться до Буэнос-Айреса только в июне 1943 (через Испанию и Бразилию). В столице Аргентины, при активной дружеской поддержке Габриэлы Мистраль и финансовом содействии французских эмигрантов, она руководила любительским театром, где ставились и Клоделя , Кокто . В постановке театром «Детского карнавала», пьесы её друга , с которой когда-то зачиналась её театральная слава субреток и инженю в «Одеоне» , Мария Фальконетти выбрала для себя роль Матери .
Скончалась в Буэнос-Айресе утром 12 декабря 1946 . Прах её был перевезён на Кладбище Монмартр .
Оценка
Многие критики отмечают необычайную выразительность игры Фальконетти в фильме Дрейера. Режиссёр не использовал грим; в сцене перед казнью Жанны волосы актрисы действительно были острижены. Поскольку в «Страстях» режиссёр постоянно использовал крупные планы, создавалось особое, интимное взаимодействие между актрисой и зрителем; лицо Фальконетти-Жанны всё время находилось в кадре, зритель наблюдал не только страдания героини, но и самой исполнительницы, прошедшей через полтора года мучительных съёмок .
«Гениальная простота игры Фальконетти потрясала зрителей. Актриса настолько вошла в свою роль, что в кадрах истязаний Жанны д’Арк впадала в обморочное состояние, представляя себе мысленно боль, причиняемую орудиями пыток. Она плакала во время съёмок допроса без всякого принуждения со стороны режиссёра — только потому, что жила внутренней жизнью своей героини» .
По словам кинокритика Полин Кейл , работа Фальконетти в фильме Дрейера — «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку» .
Роли в театре
- 1915 , 29 мая : Наталья Степановна — «Предложение» / «La demande en mariage», по пьесе-шутке А. П. Чехова , — «Одеон»
- 1916 : Сара Дункан — «Карл II и Бэкингем» / «Charles II et Buckingham», по пьесе Дюма-отца , — «Одеон»
- 1916 : «Гретхен» / «Gretchen», У. Ш. Гильберта , — «Одеон»
- 1916 : Розина — «Севильский цирюльник» / «Le Barbier de Séville», по пьесе Бомарше , — «Одеон»
- 1916 : «Добрая мать» / «La Bonne Mère», по пьесе Ж.-П.Флориана , — «Одеон»
- 1916 : «Великие барышни» / «Les Grandes Demoiselles», по пьесе Э.Гондине , — «Одеон»
- 1916 : Виветта — «Арлезианка» / «L’Arlésienne», А.Доде , — «Одеон»
- 1916 : Элен — «Детский карнавал» / «Le Carnaval des enfants», по пьесе , — «Одеон»
- 1917 : Луиза — «Две сироты» / «Les Deux Orphelines», Дэннери и Кормона , — «Одеон»
- 1917 : Делия , — «Три султана» / «Les Trois sultanes», по комедии Фавара , — «Одеон»
- 1917 : «Искательница остроумия» / «La Chercheuse d’esprit», по пьесе Фавара , — «Одеон»
- 1917 : «Прекрасная роль» / «Le Joli Rôle», по комедии Раймона Жанти ( фр. Raymond Genty ), — «Одеон»
- 1917 : «Улыбка» / «La Souris», по пьесе Эдуарда Пайерона , — «Одеон»
- 1917 : « Дело о ядах » / «L’Affaire des poisons», по пьесе Сарду , — «Одеон»
- 1917 : Соланж — «Шуты» / «Les Bouffons», по пьесе , — «Одеон»
- 1918 : «Свадьба Викторины» / «Le Mariage de Victorine», по пьесе Жорж Санд , — «Одеон»
- 1918 : «Анетта и Любен» / «Annette et Lubin», Фавара , — «Одеон»
- 1919 , 7 февраля : Мари — «Жизнь женщины» / «La Vie d’une femme», по пьесе ,— «Одеон»
- 1919 : «В садах Мурсии » / «Aux jardins de Murcie», по пьесе , —
- 1920 , 28 января : Клер Лезуёр — «Пленница» / «La Captive», по пьесе , — Театр Антуана
- 1920 , 12 мая : Арлетт — «Слабая женщина» / «Une faible femme», по комедии , —
- 1920 , 21 декабря : Клотильда Лоранси — «Самум» / «Simoun», по пьесе , реж. Гастон Бати , — Комеди Монтень
- 1921 , 21 января : Жаклин Майяр , — «Комедиант» / «Le Comédien», Саша́ Гитри , реж. Саша́ Гитри —
- 1921 , 9 июня : Бланш Меран — «Le feu qui reprend mal», по пьесе , реж. Александр Аркийер — Театр Антуана
- 1922 , 10 февраля : Жанна Буляр — «Плоть человеческая» / «La Chair humaine», по пьесе , —
- 1922 : 22 сентября : Луиза — «Адвокат» / «L’Avocat», по комедии Эжена Бриё , реж. Виктор Сильвестр ( фр. Victor Silvestre ), — «Водевиль»
- 1923 : Шарли — «Шарли» / «Charly», —
- 1923 : «Пропащая» / «La Fille perdue», по пьесе , —
- 1924 2 февраля : Виветта Аргдьё — «Возлюбленный» / «Le Bien-Aimé», по пьесе , —
- 1924 , 7 апреля : «La Féerie amoureuse», по пьесе , —
- 1924 : Розина — «Севильский цирюльник» / «Le Barbier de Séville», по пьесе Бомарше , — Комеди Франсез
- 1924 : «Мнимый рогоносец» / «Le Cocu imaginaire», по пьесе Мольера , — Комеди Франсез
- 1924 : «Влюблённая» / «Amoureuse», по пьесе Жоржа дё Порто-Риша , — Комеди Франсез
- 1925 , 12 января : Беттина — «Беттина» / «Bettine», по пьесе Мюссе , — Комеди Франсез
- 1925 : Шарли — «Шарли» / «Charly», —
- 1925 , 25 сентября : Аннетт — «Фальшивка» / «Simili», по пьесе , реж. , —
- 1926 , 12 июля : Моника Лербье, «холостячка» — «Холостячка» / «La Garçonne», по роману Виктора Маргерита , —
- 1927 : Лоренцо — «Лоренцаччо» / «Lorenzaccio», Мюссе , реж. Рене Блюм , — Театр Монте-Карло ( фр. Théâtre de Monte-Carlo );
- 1927 , 29 ноября : Мишлин — «Миш» / «Miche», по пьесе Этьена Рея ( фр. Etienne Rey ), — ? Театр Монте-Карло
- 1928 : Маргарита Готье — «Дама с камелиями» / «Dame aux camelias», по пьесе Дюма-сына , —
- 1928 , 28 мая : Пьеро -сын — «Блудный сын» / «L’Enfant prodigue», пантомима , —
- 1928 : «Песня лесов, улиц и дальних стран» ( варьете ) / «Chanson des bois, des rues et d’ailleurs» (Varieté), — «Театр Фемина́»
- 1929 : «Эти дамы в зелёных шляпах» / «Ces dames aux chapeaux verts», по комедии , —
- 1929 , 22 ноября : Нина Верганская — «Ржавчина» («Константин Терёхин») / «La Rouille», по пьесе Владимира Киршона и Андрея Успенского (адаптация Фернана Нозьера и J.-Wladimir’а Бинштока ), реж. Фернан Нозьер и Николай Евреинов , —
- 1929 : Жюльетта — «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» / «Juliette ou la clé des songes», по пьесе , — «Театр дё л’Авеню»
- 1929 , февраль : Марианна — «Капризы Марианны» / «Les Caprices de Marianne», по пьесе Мюссе , — «Театр дё л’Авеню»
- 1930 : Федра — «Федра» / «Phèdre», по пьесе Расина , — «Театр дё л’Авеню»
- 1930 , апрель : «В садах Мурсии» / «Aux jardins de Murcie», по пьесе , — «Театр дё л’Авеню»
- 1930 , май : «Диверисмент» (варьете) / «Divertissement» (Varieté), — «Театр дё л’Авеню»
- 1931 : Маргарита Готье — «Дама с камелиями» / «Dame aux camelias», по пьесе Дюма-сына , —
- 1931 : Мари — «Жизнь женщины» / «La Vie d’une femme», по пьесе , — «Одеон»
- 1932 : Лоренцо — «Лоренцаччо» / «Lorenzaccio», по пьесе Мюссе , — «Одеон»
- 1934 : Жанна д’Арк — «Жанна д’Арк» / «Jeanne d’Arc», по пьесе , — «Одеон»
- 1935 , 30 апреля : «Существо» / «La Créature», по пьесе Фердинанда Брукнера , реж. Жорж Питоев , —
- 1935 , 22 ноября : Андромаха — «Троянской войны не будет» / «La guerre de Troie n’aura pas lieu», по пьесе Жана Жироду , реж. Луи Жуве , —
- 1937 : Андромаха — «Троянской войны не будет», —
Фильмография
- 1917 : Клоун / Le Clown — Alice Barnave
- 1917 : Графиня дё Сомрив / La Comtesse de Somerive
- 1927 : Страсти Жанны д'Арк / La Passion de Jeanne d’Arc — Жанна д'Арк
Примечания
- ↑ (англ.) — 1990.
- ↑ Renée Falconetti // — 1997.
- ↑
- Место рождения указано в свидетельстве о смерти. По другим данным, родилась на Корсике , в Сермано .
- См., напр.: от 18 апреля 2015 на Wayback Machine
- См., напр: 14 ноября 2008 года. ; от 11 июня 2012 на Wayback Machine // L’Officiel . 1926 . № 61. Р.1.
- La Rouille, pièce inédite en 11 tableaux, de et V. Ouspensky. Version française de F. Nozière et . [Paris, théâtre de l’Avenue, 22 novembre 1929.].
- См. об этом публикации в интернет-издании « от 2 апреля 2013 на Wayback Machine ».
- . Дата обращения: 3 июля 2010. Архивировано из 2 января 2010 года.
- . Дата обращения: 3 июля 2010. 1 мая 2010 года.
- . Дата обращения: 3 июля 2010. 6 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 3 июля 2010. 6 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 29 июня 2012. 18 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 29 июня 2012. 30 сентября 2012 года.
- . Дата обращения: 29 июня 2012. 18 апреля 2015 года.
- ↑ от 18 апреля 2015 на Wayback Machine — играла в очередь с Таней Балашовой
Литература
- Falconetti, Hélène . Falconetti. Р.: Les Éditions du Cerf , 1987 . — ISBN 2-204-02845-2
- // L'Officiel . 1929 . № 100. Р.63. ( фр. , англ. )
- Luft, Herbert G. Carl Dreyer: A Master of His Craft // Quarterly of Film Radio and Television. 1956. Winter. Vol. 11. № 2. Р. 181—196.
Ссылки
- на сайте ( фр. )
- Renée Jeanne (Marie) Falconetti (1892—1946), actress [collection, 1962] via
-
О постановке «
Ржавчины
»
Киршона
и А.Успенского труппой Фальконетти в
(
22 ноября
1929
, реж. Фернан Нозьер и
Николай Евреинов
) см. в публикациях:
- . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) //
- . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) . (недоступная ссылка) //
- 2020-01-12
- 2