Interested Article - Приколич

Приколи́ч ( рум. pricolici ; [ pri.koˈlit͡ʃʲ ]) — персонаж , оборотень , способный превращаться в волка или собаку .

Приколичами называли: мертвецов, вставших из могилы в образе волка или собаки, реже других диких животных; живых людей, способных на время превращаться в волков или собак; души мертвецов, превратившиеся в собак, которых люди боялись как дьявола , а после вновь ставшие людьми, которые при этом воскресли; чертей , превратившихся в собак и кошек; зверей в образе людей или псов, злых духов в виде диких зверей, произошедших от сожравших человека волков (последних называли tricolici ).

Считалось, что приколичами должны были становиться незаконорожденные дети , появившиеся на свет с хвостом; девятый из братьев, родившихся в один месяц (что связано с близнечным культом ); человек, который случайно выпил волчью мочу; ребёнок от инцеста между отцом и дочерью или матерью и сыном (он убегает от родителей и бежит пока не почувствует отчаяние от одиночества, после чего перекувыркивается три раза через голову и превращается в волка, собаку или другого зверя, разрывающего в бешенстве всех встречных).

Приколичей представляли с хвостом, когтями и покрытыми волчьей шерстью, у них острая собачья морда с длинными ушами, передние лапы длиннее задних или наоборот, седая взъерошенная как у гиены холка. По некоторым представлениям, у них одна половина тела как у человека, а другая как у зверя (собаки, быка, медведя, барсука). Они могут выглядеть как большая чёрная собака с белой грудью или как белый волк с длинным хвостом.

Приколичи могли становиться главами волчьих стай: руководить волками, помогать им найти добычу, распределять её между ними (в этой функции они сближаются у румын с такими христианскими святыми как Пётр , Андрей и Николай ). Существовало поверье, что приколичи могли превращаться в стригоев , которые в свою очередь также могли превращаться в волков и собак. Связь с приколичами в румынской мифологии имеет также рысь , например, говорили, что рысь смеётся как человек, так как произошла от приколича, она указывает волкам нападать на скот и т. п. Приколичи имеют некоторые черты вампиров , например, кровожадность. Здесь можно упомянуть поверия, говорящие, что если приколич будет ранен и высосет собственную пролившуюся кровь, то вновь станет человеком, но рана останется; и что если приколича укусит собака, то он также станет человеком, но на его теле продолжит расти шерсть.

Происхождение слова остаётся невыясненным. Возможно, в том числе, что это славянизм , но соответствий в славянских языках не известно.

К превращениям в волков и собак в румынской мифологии также способны вырколаки , босоркои , морои , стригои . Можно также упомянуть собакоголовых кэпкэунов .

Примечания

  1. Свешникова Т. Н. Волки-оборотни у румын // / Институт славяноведения и балканистики АН СССР ; отв. ред. Т. В. Цивьян . — М. : Наука , 1979. — С. 211—214. — 300 с. — 1250 экз. 18 августа 2016 года.
    • Свешникова Т. Н. // / Сост. и вступ. статья Т. М. Николаевой . — М. : Языки русской культуры, 1997. — С. 379—381. — 896 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0003-3 .
  2. // / Academia Română , . — Ediția a II-a revăzută și adăugită. — Univers Enciclopedic Gold, 2009. (рум.)
  3. Husic G. . — P. 2. KU ScholarWorks (2010). — Catalog of exhibit held in Watson Library, University of Kansas, May-June 2010. Дата обращения: 27 июля 2016. 19 сентября 2015 года.

Литература

Источник —

Same as Приколич