Все унитазы впадают в Мировой океан. Поэтому
10 января
2010 года
в 11 часов по Гринвичу переодетая в мужское платье художница
Наталья Ивановна Дурицкая
спустилась по крутой замызганной лестнице в мужское отделение
туалета на Газетном
. Достав из китайского пуховика китайский маркер, художница Дурицкая крупными кривыми кириллическими иероглифами вывела по воняющему хлоркой кафелю гордое заявление «Здесь был Вова».
Оказавшийся по неслучайному стечению обстоятельств рядом художник
Сергей Анатольевич Сапожников
аккуратно приклеил к стене около этой надписи музейную табличку — «
Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников; 1885—1922) — русский поэт и прозаик
Серебряного века
, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и „
зауми
“. // Выступил 15 августа 1920 года в этом подвале (на тот момент здесь было расположено
кафе „Подвал поэтов“
, богемное заведение с миниатюрной сценой, облюбованное местными поэтами-ничевоками) с чтением своих стихов. В том же году ростовский
театр „Театральная мастерская“
поставил здесь пьесу Хлебникова „
Ошибка смерти
“, на репетициях которой присутствовал автор. Это был первый театральный опыт Велемира Хлебникова».
Трудно представить более выразительный символ упадка городской культуры, нежели «
Подвал поэтов
», превращённый в нужник. И ведь совершенно непонятно, что с этим теперь городу делать. Превращать в музей? В выставочную площадку? Бред! Туалет в центре города есть элемент культуры, не менее важный, нежели музей или выставочный зал. Совмещать музей с сортиром в одном функциональном пространстве? Идея сильная, но психологически город к подобному радикализму явно не готов и в ближайшие годы вряд ли подготовится. Зато готовы художники.
Наталья Дурицкая
и
Сергей Сапожников
уже доказали это, проведя в туалете перформанс „Здесь был Вова“. Сам город же… Городу остаётся только культивировать данный миф, удобряя/унавоживая эту почву»
—
И. Смирнов, 2010
.
«Последняя попытка вернуть
помещение <Туалет на Газетном>
к былой культурной жизни была предпринята в 2010 году художниками Натальей Дурицкой и Сергеем Сапожниковым, которые провели акцию «Здесь был Вова» и напомнили посетителям
общественного туалета
о многих выдающихся гостях этого подвала»
—
Дарья Владимирова, 2015
.
«Такой жест обозначил преемственность нескольких поколений художников, сыграв на соседстве высокой и низкой культур. Это была попытка взглянуть на туалет как на гений места, который на протяжении прошлого века притягивал к себе творческую богему»
—
Александр Извеков, 2020
.
Ссылки
Источники
Простаков С.
Ростовская художница готова творить даже в общественном туалете // Вечерний Ростов. — 2010. — 30 июля.
Миронова А.
(недоступная ссылка)
// Московский комсомолец. — 2011. — 15 марта.
Лапина А.
(недоступная ссылка)
// Блог активистского искусства «Жир». — 2010. — 15 июня.
// Неофициальный Ростов 1980—1990. — 2010. — 21 мая
Кувалдина И.
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
// Ростов официальный. — 2012. — 7 марта.
Камикадзе А.
от 21 марта 2020 на
Wayback Machine
// Факт и компромат. — 2010. — 22 окт.
Ключников А.
Туалет для миссис Черчиль // Аргументы и Факты. — 2013. — 10 апр.
Челноков М.
// Русская служба новостей. — 2011. — 27 окт.
Собств. корр.
от 15 августа 2015 на
Wayback Machine
// kapuchia.com. — 2012. — 12 ноября.
Асланова Л.
от 16 февраля 2016 на
Wayback Machine
// aroundart.ru. — 2015. — 26 окт.