Interested Article - Зданевич, Илья Михайлович
- 2021-02-21
- 1
Илья́ Миха́йлович Здане́вич (псевдонимы Илья́зд , Эли Эганбюри ; 21 апреля (3) мая 1894 , Тифлис — 25 декабря 1975 , Париж ) — российский и французский поэт, драматург, писатель-романист, художественный критик, теоретик поэзии, лектор, историк, византолог, издатель, организатор балов, дизайнер модной одежды, устный рассказчик, светский лев, мизантроп грузино - польского происхождения. Теоретик русского футуризма и дада .
Биография
Отец — поляк, преподаватель французского языка Михаил Андреевич Зданевич, мать, Валентина Кирилловна — грузинка, пианистка, ученица П. Чайковского , урождённая Гамкрелидзе.
Окончил юридический факультет Петроградского университета в 1917 году. Познакомился с М. Ларионовым , Н. Гончаровой , В. Маяковским , А. Кручёных , переписывался с Ф. Маринетти .
В 1913 году под псевдонимом опубликовал книгу о творчестве М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой.
Зданевичу, вместе со старшим братом Кириллом (также известным художником и искусствоведом) и Михаилом Ле-Дантю , принадлежит заслуга открытия для «широкой публики» и художественной общественности творчества Нико Пиросмани . При их активном участии его произведения экспонировались в 1913 году на выставке « Мишень » в Москве. В этом же году Илья объявил себя основоположником нового поэтического и художественного направления — «всёчества», претендовавшего на универсальность и синтез всех ранее существовавших стилей и жанров .
В 1913—1917 годах Зданевич пишет известные манифесты: «Да-манифест» (совместно с М. Ларионовым), предвосхитивший декларации дадаистов, «Почему мы раскрашиваемся?», предвосхитивший боди-арт и породивший скандальную моду на раскрашивание, манифест литературной группы «Центрифуга» ( Б. Пастернак , С. Бобров , Н. Асеев ), противостоявшей кубофутуризму. В 1916 году участвует в издании журнала «Бескровное убийство», пишет первую драму на «заумном» языке — «Янко круль албанскай».
В 1914 году знакомится с Ф. Маринетти , во время его первого визита в Москву. До этого он состоял с ним в переписке. В этом же году оформляет ряд кубофутуристических буклетов и афиш, используя асимметричные типографские смещения для того, чтобы привлечь внимание к определённому слову или понятию .
В 1917 году инициирует создание ассоциации «Свобода искусству», направленной против идеи А. Бенуа о «Министерстве искусства», которое объединило бы артистов, художников, литераторов; Зданевича поддержали Н. Альтман , Л. Бруни, В. Воинов , В. Ермолаева , Н. Пунин и др.
В 1915—1917 годах работал военным корреспондентом петроградской газеты Речь и британской, где познакомился с Морганом Филипсом Прайсом, с которым они продолжали общение вплоть до смерти последнего в 1973 году.
В мае 1917 году выехал из Петрограда в Тифлис , а потом по приглашению Такаишвили вместе с ним принял участие в экспедиции, организованной на деньги Общества истории и этнографии Тифлисского университета. В состав экспедиции вошли художники Ладо Гудиашвили , Михаил Чиаурели и Дито Шеварнадзе , а также архитектор Анатолий Кальгин ) . По окончании экспедиции в конце 1917 жил в Тифлисе с родителями до 1919 года ( Улица Дмитрия Бакрадзе ), а затем — в Батуме до своего отъезда в Константинополь .
В октябре 1920 года выехал из Батуми с целью ознакомления с новыми течениями искусства во Франции. Провёл год в Константинополе , ожидая французскую визу. В октябре 1921 года приехал в Париж. Первое время жил у Ларионова. Организовал вместе с С. Ромовым и А. Гингером группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры. Сблизился с дадаистами и сюрреалистами ( С. Шаршун , П. Элюар , Т. Тцара , Ж. Кокто , Робер и Соня Делоне ). В 1925 году принимал участие в советской экспозиции на Всемирной выставке в Париже .
С 1927 года работал рисовальщиком по ткани для фирмы « », которая с 1 марта 1928 года перешла к фирме Шанель . Зданевич работал на заводе в пригороде Аньер , около Парижа. 1 мая 1931 года стал директором этого завода, а с 1933 по 1937 год работал директором фирмы Шанель. С 15 июля 1928 года живёт в городе Саннуа , ныне — пригород Парижа. В 1940-х годах возобновил деятельность издательства «41°».
В Париже вышли 3 его поэтические книги: «ЛидантЮ фАрам» (1923), посвящённая памяти М. В. Ле-Дантю , «Письмо» (1948) и «Афет» (1949). Поэма «Письмо» — была издана крохотным тиражом в 60 экземпляров. Один экземпляр Илья Зданевич послал Анри Матиссу с просьбой проиллюстрировать текст. По некоторым сведениям, существуют иллюстрации к «Письму» работы Пабло Пикассо .
Илья Зданевич был трижды женат. От первой жены, модели , имел двух детей. В 1927 году на свет появилась их первая дочь Мишель. Крёстной матерью девочки была Коко Шанель . Брак распался в 1939 году. Второй женой стала нигерийская принцесса , с которой они заключили брак в 1940 году. У них родился сын, которого назвали Шалва. В 1943 году Ибиронке Акинсемоин была интернирована в лагерь оккупационными властями. После освобождения в 1945 году она заболела туберкулёзом и умерла .
Последней женой Зданевича стала художница по керамике (скончалась в 1993 году); они поженились в 1968 году. Элен хранила творческое наследие мужа, организовывала выставки и публикации. Она же, выполняя волю мужа, стала в 1989 году инициатором выставки произведений Зданевича на его родине в Тбилиси в Государственном музее искусств Грузии. По окончании выставки Элен передала в дар музею многие её экспонаты — книги, рукописи, письма, афиши, плакаты, фотоснимки. По её же инициативе в Париже был создан « », членами которого являются деятели культуры разных стран.
Илья скончался в 1975 году в Париже, похоронен на грузинском кладбище в Левиль-сюр-Орж .
Творчество
Сотрудничал с П. Пикассо , Ж. Браком , А. Джакометти , А. Дереном , А. Матиссом , Ф. Леже , М. Шагалом . Автор многочисленных сборников заумной поэзии, пенталогии заумных пьес «Питёрка дейстф», драм, романов «Парижачьи» (написан в 1923 , издан в 1994 году), «Философия» (восстановлен по рукописи и издан в 2008 году ) и «Восхищение» (1930), а также «Писем Моргану Филипсу Прайсу», которые он задумал, как самостоятельное произведение, но не успел довести работу до конца, написав пять писем из запланированных семи. Иллюстрировал книги Р. Хаусманна , П. Элюара и других. Написал довольно объёмную рукопись о соборе Айя Софии .
В конце 1920-х годов Илья Зданевич отошёл от футуризма; два романа этого периода имеют вполне традиционную форму. Во время Второй мировой войны написал поэму из 100 сонетов (сохранились 73).
В последние годы жизни под влиянием жены занялся керамикой. В Европе больше известен под псевдонимом Ильязд .
В 1971 создал цикл поэм на французском языке в форме палиндрома «Бустрофедон в зеркале». Этот цикл поэм представляет собой мемуары. Ильязд пишет о тех, кого знал в жизни, в том числе о Пиросмани. Последняя поэма цикла заканчивается обращением к «маляру Николаю», где Ильязд называет грузинского художника своими горами, лесами и погибшими дерзаниями.
41°
В 1918 году в Тифлисе образовалась авангардистская поэтическая группа «41°» , к которой принадлежал Ильязд, а также одноимённое издательство. В это литературное объединение входили также И. Терентьев и А. Кручёных. К объединению примыкали поэт Н. Чернявский, Кара-Дарвиш (Акоп Генджян) и некоторые молодые тифлисские художники. Название группы Ильязд связывал с мистическим значением числа 41: на 41-м градусе широты находятся Неаполь , Пекин , Константинополь, Мадрид , Нью-Йорк и, главное, Тифлис. 40 дней, как напоминал читателям Ильязд, провели в пустыне Иисус Христос и Заратустра , а 41-й день стал днём их возвращения в мир. Группа «41°» оставила заметный след в истории русского авангарда и стала одним из наиболее ярких воплощений тифлисского ренессанса 1918—1920 годов.
В 1940-х годах возобновил работу издательства «41°». Под эгидой издательства «41°» он выпускает малотиражные библиофильские издания, разрабатывая идею и оформление книги — от общей композиции до мельчайших деталей технологии. В этот период изданы: антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poésie de mots inconnus», 1949), сборники собственных стихов — «Афат» («Afat») с иллюстрациями П. Пикассо (1940), «Раэль» («Rahel») в оформлении Л. Сюрважа (1941), «Письмо» («Escrito») с гравюрами Пикассо (1948), «Приговор безмолвный» («Sentence sans paroles») с иллюстрациями Ж. Брака и А. Джакометти (1961), «Бустрофедон в зеркале» («Boustrophédon au miroir») в оформлении Ж. Рибемон-Дессена (1971). Также он работает с А. Матиссом, Ф. Леже и М. Шагалом. В 1960-е годы оформляет собственными ксилографиями книги «Стихи и деревья» («Poèmes et bois») Р. Османа (1961) и «Поэму прозрения» («Un soupçon») П. Элюара (1965).
Онолатрическая пенталогия «Питёрка дейстф»
Зданевичу принадлежит пенталогия пьес «Питёрка дейстф» , написанная на смеси зауми и русского языка, причём в печатном издании русский текст набран нарочито без соблюдения нормативных правил орфографии. Первая из этих пьес — « Янко крУль албАнскай », написанная и впервые поставленная в 1916 году , содержит выражение «изык албанскай», предвосхищающее язык падонков .
Произведения
Книги
- Наталия Гончарова. Михаил Ларионов. М.: А. Мюнстер, 1913 (под псевдонимом Эли Эганбюри )
- Янко крУль албАнскай . Тифлис: Синдикат, 1918
- асЁл напракАт // Софии Георгиевне Мельниковой Фантастический Кабачок. Тифлис: 41° , 1918
- Остраф пАсхи. Тифлис: < 41° >, 1919
- згА Якабы. Тифлис: 41° , 1920
- лидантЮ фАрам : аслааблИчья [Осла обличье]: виртЕп ф 5 дЕйствах. дЕйства 5 / aблОшка наУма гранОвского; набОр писAки. — Париж: издАния 41°, 1923. (репринт. переизд.: Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 1995; Paris: Editions Allia, 1995)
- Посмертные труды, 1928 , отрывки перепечатаны в «Новом журнале», № 168—171, 1987-88 (роман иронически изображает мир искусства, политики и моды Парижа 1920-х годов)
- Восхищение. Париж: Сорок первый градус, 1930 (репринт. переизд.: Беркли, 1983 ) — роман-метафора о падении футуризма
- Афет: Семьдесят шесть сонетов / Гравюры П.Пикассо. <Париж>: Сорок первый градус, 1940
- Rahel. Paris: 1941
- Письмо / Гравюры П.Пикассо. Париж: Сорок первый градус, 1948
- Афет. Париж, 1949
- Poésie de mots inconnus / poèmes de Akinsemoyin, Albert-Birot, Arp, Artaud, Audiberti, Ball … [choix de Iliazd]; ornés par Arp, Braque, Bryen, Chagall, Dominguez, Férat … — [Paris]: 41°, 1949.
- Montluc, A. La Maigre, mise en lumière… / par Iliazd; illustrée de pointes sèches par Pablo Picasso. — [Paris]: 41°, 1952.
- Boissière, J.-F. Traité du balet / illustré de gravures à l’eau-forte par Marie Laure … — [Paris]: 41°, 1953.
- OEttingen, H. Chevaux de minuit, épopée, par Iliazd et Pablo Picasso. — Cannes; Paris, 1956.
- Bordier, R. Récit du Nord et des régions froides / [pour l’entrée des baillifs de Groenland et Frizland au grand bal de la douairière de Billebahaut]; mis en lumière et en page par Iliazd; précédé d’une eauforte en couleur de Bryen. — [Paris]: 41°, 1956.
- «Le Frère mendiant», o Libro del conocimiento, los Viajes en Africa, publicados antiguamente par Bargeron, Margry y Jimenez de la Espada, e ilustrados ahora y Compaginados por Pablo Picasso et Iliazd. — Paris: 41°, 1959.
- Iliazd. Приговор безмолвия = Sentence sans paroles / [dessin de couv.] Georges Braque; [portrait en front.] Alberto Giacometti. — Paris: 41°, 1961.
- Hausmann, R. Poèmes et bois. — [Paris]: 41°, [1961].
- Les Douze portraits du célèbre Orbandale / pris sur vif et gravés à l’eau-forte par Alberto Giacometti. — Paris: Iliazd, 1962.
- Ernst, M., Iliazd. L’Art de voir de Guillaume Tempel / pour illustrer les données de Guillaume Tempel mises en lumière par Iliazd à paraitre sous le titre de Maximiliana, ou l’exercice illégal de l’astronomie. — Paris: [s. n.], 1964.
- Éluard, P. Un soupçon. — [Paris]: 41°, 1965. Pablo Picasso, Ilia Zdanevitch. Hommage à Roger Lacourière / [illustrations de André Beaudin, Camille Bryen, Derain, Dunoyer de Segonzac etc.]. — Paris: 41°, 1968.
- Iliazd. Boustrophédon au miroir / Georges Ribemont Dessaignes, gravures à l’eauforte. — [Paris]: 41°, 1971.
- Iliazd. Pirosmanachvili: 1914 / [traduit du russe par Andrée Robel et André Du Bouchet]; Pablo Picasso, pointe sèche. — [Paris]: 41°, 1972.
- Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. Парижачьи: Опись / Подг. текста и предисл. Р. Гейро. М.; Дюссельдорф: Гилея; Голубой всадник, 1994
- Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. Восхищение: Роман / Предисл. Р. Гейро. М.; Дюссельдорф: Гилея; Голубой всадник, 1995
- Письма Моргану Филипсу Прайсу / Предисл. Р. Гейро. М.: Гилея, 2005
- Философия футуриста: Романы и заумные драмы. С приложением доклада И. Зданевича «Илиазда» и «Жития Ильи Зданевича» И. Терентьева / Предисл. Р. Гейро, подг. текста и комм. Р. Гейро и С. Кудрявцева, сост. и общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея , 2008
- Окурки. Париж: Гилея, 2011 (тираж 50+50 нумерованных экз.)
- Футуризм и всёчество. 1912—1914. В 2-х т. / Составители, подг. текстов и коммент. Е. В. Баснер, А. В. Крусанова и Г. А. Марушиной; общ. ред. А. В. Крусанова. М.: Гилея, 2014
- Поэтические книги. 1940—1971 / Предисл. и коммент. Р. Гейро; общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2014
- Восхождение на Качкар / Сост. и общ. ред. С. Кудрявцева; предисл., примеч. и коммент. Р. Гейро. М.: Grundrisse, 2021
- Дом на говне: Доклады и выступления в Париже и Берлине. 1921–1926 / Общ. ред. С. Кудрявцева, сост., подг. текстов, вступ. ст. и коммент. Р. Гейро и С. Кудрявцева. — М.: Гилея, 2021. — 654 с. — ISBN 978-5-87987-130-2 .
- Восхищение: Роман. Изд. 5-е, испр. и доп. / Сост., подг. текстов, коммент. и примеч. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2022
- Философия: Роман. Изд. 2-е, испр. и доп. / Сост., подг. текстов, коммент. и примеч. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2023
Архивные публикации
- Западный Гюрджистан. Итоги и дни путешествия И. М. Зданевича в 1917 году // Georgica II. Materiali sulla Georgia Occidentale / A cura di L. Magarotto e G. Scarcia. Bologna: Il cavaliere azzurro, 1988
- Из архива Ильи Зданевича / Публ. Р.Гейро // : Ист. альманах. Вып.5. М., 1991 . C. 123—164.
- Зданевич И . Илиазда [: доклад] / Публикация Р. Гейро // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под редакцией М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова . М.: , 2000 . С. 518—540. — ISBN 5-7859-0074-2
Сводные издания
Память
Именем братьев Зданевичей названа улица в Тбилиси .
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- — 2003.
- ↑ — С. 18.
- . Дата обращения: 20 апреля 2021. 20 апреля 2021 года.
- Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 274—281. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2 .
- Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — Москва: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил с. — ISBN 978-5-454-00003-5 .
- ↑ от 20 октября 2013 на Wayback Machine .
- Л. Ш. Гагуа (составитель). Ладо Гудиашвили: Книга воспоминаний. Статьи. Из переписки. Современники о художнике Советский художник , 1987. — С. 23, 30. — 336 с. — 10 тыс. экз. . — Москва:
- Зданевич И. М. Восхождение на Качар. Москва: GRUNDRISSE, 2021. С. 20.
- . Дата обращения: 18 августа 2018. 30 января 2020 года.
- от 20 марта 2020 на Wayback Machine : Section de l’Union des Republiques Sovietistes Socialistes. Academie russe des Sciences de l’Art [ ГАХН ]. Paris, 1925. — Paris, 1925. — P.70.
- . Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Дата обращения: 2 июня 2018. 27 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 2 января 2019. 3 января 2019 года.
- Илья Зданевич (Ильязд). Философия футуриста: Романы и заумные драмы/Предисл. Р. Гейро; подг. текста и комм. Р. Гейро и С. Кудрявцева, М:Гилея, 2008.
- Режис Гийро, «Предисловие к книге „Письма Моргану Филипсу Прайсу“», М:Гилея, 2005.
- от 20 октября 2013 на Wayback Machine .
- Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 491. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2 .
- Дата обращения: 23 декабря 2018. 24 декабря 2018 года.
Литература
- Терентьев И . Рекорд нежности: житие Ильи Зданевича/Рис. К. Зданевича. Тифлис, 1919
- Iliazd. Paris, Centre Georges Pompidou, 1978
- Isselbacher A . Iliazd and the illustrated book. New York: Museum of Modern Art, 1987 .
- Le Gris-Bergmann F . 41° : Ilya and Kirill Zdanevich. San Francisco: Modernism Inc., 1991 .
- I Libri di Iliazd: dall’avanguardia russa alla scuola di Parigi. Firenze: Centro Di, 1991
- L’Avanguardia a Tiflis: studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti / Luigi Magarotto , Marzio Marzaduri , Giovanna Pagani Cesa , eds. Venezia: [s.n.], 1982
- Васильев И.Е . / И. Е. Васильев // Известия Уральского государственного университета. — 2002. — № 24. — С. 177—188.
- Каменская Е. Н. Первые выставки грузинских художников-модернистов // : сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 448—459.
- Лившиц Б. Полутораглазый стрелец [: воспоминания, 1933 ] // Лившиц Б. [www.belousenko.com/books/poetry/Lifsits_Strelec.htm Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания] / Примечания П. М. Нерлера , и Е. Ф. Ковтуна . Л.: Сов. писатель , 1989 . C.450-451; 614, 628, 633, 652, 694, 668. — ISBN 5-265-00229-4
- Паустовский К. Г. [bookz.ru/authors/paustovskii-konstantin/brosok-n_504/page-10-brosok-n_504.html Бросок на юг] [: воспоминания] // Паустовский К. Г. Собр.соч. в 8-и т. Т. 5. — М.: Художественная литература , 1968 . — С. 382.
- Никольская Т. «Фантастический город»: Русская культурная жизнь в Тбилиси : 1917 — 1921 . — М.: , 2000 . — 192 с. — ISBN 5-901250-07-9 .
- Никольская Т. Авангард и окрестности. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 2001 . — 320 с. — ISBN 5-89059-010-3 — А.Крусанова
- Ливак Л. «Героические времена молодой зарубежной поэзии». Литературный авангард русского Парижа (1920—1926) // Диаспора: Новые материалы. VII. СПб.; Париж: Atheneum; Феникс, 2005 . — С. 131—242.
- Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2 .
- Сеславинский М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5 .
- Гейро Р. Об Ильязде, Пикассо и некоторых других… // Книга художника / Livre d`artiste. Испанская коллекция. Пикассо. Дали. Миро. Грис. Клавье. Тапьес. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана / Составление Б. Фридмана. — М.: РОСТ Медиа, 2012 . — С. 16—22.
- Карасик Михаил . // . — 2014. — № 27 .
- Гейро Р. Ильязд в портретах и зарисовках. — М.: Гилея, 2015.
- Кудрявцев С. Заумник в Царьграде: Итоги и дни путешествия И. М. Зданевича в Константинополь в 1920—1921 годах. — М.: Grundrisse, 2016.
- Бренер А., Кудрявцев С. Гнига зауми и за-зауми. — М.: Гилея, 2017. — С. 92-112.
- . . Радио «Свобода» (18 июня 2021). Дата обращения: 19 июня 2021.
Ссылки
- «Парижачьи»
- Арлаускайте, Наталия .
- Janecek, Gerald .
- (недоступная ссылка)
- «Время культуры» на радио «Благо»
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-02-21
- 1