Interested Article - Марина Цветаева. Страсти по Марине
- 2020-10-10
- 2
«Марина Цветаева. Страсти по Марине» — документальный фильм режиссёра Андрея Осипова , снятый по сценарию Одельши Агишева в 2004 году. Картина создана на основе мемуарной прозы, записных книжек, дневников, писем Марины Цветаевой и её близких. Лента входит в состав созданного Осиповым цикла цикла «Легенды Серебряного века » (фильм первый — «Голоса» о Максимилиане Волошине , фильм второй — « Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя » об Андрее Белом ). Картина «Страсти по Марине» получила ряд кинематографических наград.
Сюжет
Фильм воспроизводит отдельные вехи из биографии Марины Цветаевой . Главной семейной тайной Марина Ивановна считала душевные терзания своей матери Марии Мейн . В её жизни была история сложной любви, зафиксированная в дневниках, но замуж она вышла за друга своего отца — Ивана Владимировича Цветаева . В браке родились Марина и Ася . Мать обрушила на девочек всю горечь несбывшейся любви, а отец так и не смог понять, почему его дочери, воспитывавшиеся в интеллигентной атмосфере, не сумели окончить даже гимназию. Человек, подаривший России созданный им музей , вынужден был признать, что его семейная жизнь не удалась.
Когда в жизни Марины появился литератор Сергей Эфрон , поэт Максимилиан Волошин предупредил, что Цветаева — с её неукротимостью — не создана для брака. Тем не менее зимой 1912 года состоялась свадьба, а в сентябре у супругов родилась дочь Ариадна . Марина была очень привязана к мужу, что не мешало ей отдаваться иным страстям. Одним из первых семейных испытаний стало её увлечение поэтессой Софией Парнок ; позже в жизни Цветаевой возникали другие романтические отношения, завершавшиеся, как правило, разочарованиями. Эфрон говорил: «Она поэт — и этим всё сказано».
В годы Гражданской войны , когда Сергей был на фронте, Марина отдала Ариадну и родившуюся в 1917-м Ирину в детский приют. Младшая дочь умерла там от слабости. Марина не поехала на её похороны и даже не стала выяснять, где находится её могила. В записной книжке она написала: «На одного маленького ребёнка в мире не хватило любви». Иным было отношение Цветаевой к сыну Георгию (Муру), появившемуся на свет в 1925 году, — про него она говорила: «Это единственное, до чего мне есть дело».
Эмиграция не оправдала ожиданий Цветаевой, литературный Париж не принял русскую поэтессу, жить приходилось в долг, а порой и впроголодь. В 1937 году Эфрон, которого заподозрили в причастности к заказному убийству разведчика Игнатия Рейсса , спешно вернулся в Москву; следом за ним в Советский Союз возвратилась и Марина. Затем последовали аресты Ариадны и Сергея. О расстреле мужа в октябре 1941 года Цветаева так и не узнала. Летом того же года она вместе с Муром была эвакуирована в Елабугу , откуда сын Марины Ивановны отправил письмо другу Дмитрию Сеземану: «Митя, дружище, пишу тебе, чтобы сообщить, что моя мать покончила с собой — повесилась 31 августа… Всё, что я могу сказать тебе по этому поводу, — это то, что она правильно поступила». Мура не было на похоронах Марины. Через два с половиной года его, студента ИФЛИ , призвали в армию. Летом 1944-го Георгий Эфрон написал, что верит в свою звезду и удачу. Это было его последнее письмо.
Отзывы и рецензии
Несмотря на то, что «Страсти по Марине» получили ряд наград на форумах и фестивалях, представители литературного и кинематографического сообщества России восприняли картину неоднозначно. К числу тех, кто доброжелательно оценил новую работу Осипова и Агишева, относился литературный критик Лев Аннинский . Анализируя фильм, Лев Александрович сравнил мятежность Цветаевой с одержимостью некоторых героев Достоевского . «Судьёй жизни» Цветаевой Аннинский назвал её сына Мура, который, отстраняясь от опеки и безоглядной любви матери, сказал, что она никогда не напишет так, как чтимые им Маяковский и Асеев , и тем самым вынес Марине Ивановне смертельный приговор .
Режиссёр Сергей Урсуляк , входивший в состав жюри Открытого фестиваля документального кино « Россия » ( Екатеринбург , 2004), сообщил, что из биографических фильмов он выделил «Страсти по Марине», потому что это «высококультурное, высокохудожественное кино», сделанное профессионалами. Оценки, выставленные членами жюри, не позволили фильму Андрея Осипова получить Гран-при (его вручили ленте Павла Костомарова и Антуана Каттина «Мирная жизнь»). Однако «Страсти по Марине» вызвали на фестивале большой интерес у публики и были удостоены приза зрительских симпатий. Урсуляк отметил, что не считает эту картину безупречной, но её достоинство заключается в том, что «там есть очень мощный замысел» .
Другой точки зрения придерживался кинокритик Никита Елисеев , который, услышав в названии «Страсти по Марине» иное — созвучное с маркой зубного порошка — сочетание «Помариновые страсти», назвал фильм Осипова образцом китча и поставил его в один ряд с полотнами Ильи Глазунова : «Всё — в лоб, во всём — тавтология ». Создатели ленты, по мнению Елисеева, при реконструкции биографии Марины Цветаевой взяли фрагменты из классики немого кино — картин Евгения Бауэра , Роберта Вине и других — и «умудрились из шедевров нарезать пошлятину». По мнению кинокритика, Осипов и Агишев не стремились рассказать о Цветаевой-поэте — они просто изложили чужую сложную жизнь «мещанской скороговоркой» .
Подобным же образом изначально отреагировала на выход «Страстей по Марине» публицист журнала « Искусство кино » Виктория Белопольская. Критик признала, что не только фильм о Цветаевой, но и другие картины, входящие в осиповский цикл «Легенды Серебряного века», воспринимались ею как «доходчивый примитивизм китча», а воплощённые на экране кинометафоры расценивались как посыл для любящих мелодрамы домохозяек. Со временем, однако, отношение Белопольской к работам Осипова изменилось — пришло понимание, что в простодушной пафосности его лент присутствует явное тяготение к романтике, а сам режиссёр, существуя в мире, где люди отвыкли от чтения, вынужденно выполняет роль своеобразного культуртрегера .
Создатели фильма
- Андрей Осипов — режиссёр
- Одельша Агишев — автор сценария и текста
- Ирина Уральская — оператор
- Микаэл Таривердиев — музыка
- Нина Виноградова — художник-постановщик
- Николай Устименко — звукорежиссёр
- Ольга Шапошникова — редактор
- Закадровый текст: Евгения Добровольская , Нелли Уварова , Татьяна Матюхова , Александр Устюгов , Марианна Ильина, Коля Ефремов
Призы и награды
- 2004 — Международный кинофорум славянских и православных народов « » (приз «За лучший документальный фильм» — Андрей Осипов)
- 2004 — Национальная кинематографическая премия « Ника » (премия «За лучший неигровой фильм» — Андрей Осипов)
- 2005 — Российский кинофестиваль « Литература и кино » в Гатчине (специальный приз жюри «За неизменный интерес к эпохе и персонажам Серебряного века» — Андрей Осипов)
Примечания
- Иенсен Т. // Искусство кино . — 2005. — № 5 . 25 июня 2016 года.
- Иенсен Т. // Искусство кино . — 2005. — № 4 . 9 октября 2016 года.
- Елисеев Н. Л. // Сеанс . — № 31 . 6 октября 2016 года.
- Белопольская В. // Искусство кино. — 2006. — № 3 . 9 октября 2016 года.
- ↑ . Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус . Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано из 20 октября 2016 года.
Ссылки
- . Internet Movie Database. Дата обращения: 6 октября 2016.
- . Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус . Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано из 20 октября 2016 года.
- 2020-10-10
- 2