Interested Article - Зоолатрия
- 2021-06-05
- 2
Зоола́трия (от греч. «животное» + «служение, культ»), теротеи́зм (от др.-греч. «зверь» + «бог»), анимали́зм (от лат. «звериный») — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных ( Священное животное ).
В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии. Известны многочисленные исторические и этнографические примеры зоолатрии: почитание медведя на Руси (в России), Северной Америке и Северной Азии , ягуара в Южной Америке , тигра и змеи в Южной и Юго-Восточной Азии , акулы в Океании , леопарда в Африке , волка в Европе и так далее.
Истоки зоолатрии
Корни зоолатрии восходят к глубокой древности, когда первобытные охотники совершали магические обряды , надеясь с их помощью добиться успеха в промысле и защитить свою жизнь от опасных хищников. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки , обнаруженные в мустьерских и палеолитических пещерах. Материалистическая наука объясняет происхождение зоолатрии бессилием первобытного человека в борьбе с природой.
Зоолатрия взаимосвязана с другими формами первобытной религиозности, в первую очередь — с тотемизмом . Культ животных-предков был одним из наиболее ранних религиозных культов человечества . У некоторых народов животные считались не только основателями рода, но и участниками творения Вселенной .
Так, согласно мифологии айнов , разделение суши, воды и неба было осуществлено по заданию верховного бога Пасе камуя трясогузкой , а по преданию индейцев хайда мир и вовсе возник от криков ворона .
Зоолатрия в Древнем Египте
Зоолатрия была широко распространена в Древнем Египте :
каждое племя (впоследствии область — ном ) чтило своего покровителя — животное (культ быка Аписа в Мемфисе , кошки Баст в Бубасте , сокола Хора в Эдфу и Летополисе).
В египетской религии Нового и Позднего царств и ряде других политеистических религий Древнего мира каждое божество имело свой животный атрибут / священное животное . По замечанию Г. В. Плеханова , «Когда животнообразное (зооморфическое) представление о боге уступает место человекообразному представлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом. Известно, например, что у древних греков орёл был атрибутом Зевеса, сова — атрибутом Минервы, и т. д.» .
Зоолатрия в Древней Греции
В религии Древней Греции пережитки зоолатрии проявлялись в животных атрибутах божеств, т.н. священных животных (орёл у Зевса , сова у Афины , лань у Артемиды и др.) .
Зоолатрия на Ближнем Востоке и в древнем Израильском царстве
Большинство божеств на Ближнем востоке имели в древности анималистический образ или символ священного животного (черепаха или единорог для Эа , рога козла для Ашур , лев для богини Иштар , дракон для Мардука и Набу , лошадь для Шамаш , рыба для Дагона и тд ) .
Распространнённый культ Баала часто изображался в виде быка или человека с бычьими рогами, культ Баалу происходил у жертвенника в форме быка .
В Ветхом Завете зоолатрия была строго запрещена: " дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира... изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты... не прельстился и не поклонился им и не служил им. " ( Втор. ).
То же отношение к ней как к нечестию сохранилось в христианстве : " называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся " ( Рим. ). Некоторая христианская атрибутика, однако, имеет отношение к животным, но связана не с религиозным их почитанием, а с символизмом: Иисус Христос — агнец (ягнёнок, козлёнок) ( Ин. , ср. Ис. ) и рыба (визуализация акронима " Ихтис "), Иисус Навин — «сын рыбы». Святой Дух является в Библии в образе голубя ( Мф. , по свт. Иоанну Златоусту, это символ кротости и чистоты ). В иконографии апостолов - евангелистов изображали с животными и в виде животных: Марк — крылатый лев, Иоанн — орёл, Лука — бык. Этот образ восходит к образу Херувимов из таинственных видений ( Иез. , Откр. ) и к его символическому толкованию (одно из самых ранних толкований - у сщмч. Иринея Лионского ).
Зоолатрия В Индии
В индии и странах азии зоолотрия сохранилась в чистом виде:
в Индии имеет место почитание коровы, змеи, обезьяны, гавиала и т. д. Корова признаётся священным животным большинством индийцев, а в религиозной жизни отдельных этнических групп её молоко к тому же играет мифологическую и ритуальную роль сакрально чистого напитка.
Почитаемые животные часто проживают при индуистских храмах, которые нередко посвящены им самим (или божествам и святым, чьими воплощениями они объявляются).
Так, в Дешноке на северо-западе Индии при храме Карни Мата проживает множество крыс, считающихся инкарнациями местных жителей .
Сознательное причинение вреда священным (как, впрочем, и другим) животным в индийском обществе считается тяжким проступком и карается на законодательном уровне. Стоит упомянуть и тот факт, что значительное число последователей индуизма, джайнизма и буддизма соблюдают обет ахимсы , предполагающий обязательство никогда не совершать насильственных действий в отношении любых живых существ.
Зоолатрия в Африке
В настоящее время зоолатрия в чистом виде сохраняется в некоторых странах Азии и Африки.
В Африке зоолатрия распространена весьма широко, причём по своему происхождению она далеко не всегда связана с тотемизмом (для классических форм которого поклонение тотему вообще отсутствует). Особым почитанием здесь пользуется леопард , связь культа которого с тотемизмом прослеживается лишь в ряде районов (так, в Дагомее леопард считался тотемом королевского клана) .
Зоолатрия у славян
В 16 веке по описаниям Ж. Маргерета телятина имела табуированное значение, где мясо коровы не употребляли в пищу на всей территории Руси по религиозным причинам.
Строительство дома начиналось с закладки костей коня под дом, а сверху дом украшался черепом или фигурой головы коня, что свидетельствует о его ритуальной важности.
Обряды с переодеванием в шкуры также свидетельствуют о ритуальном значении волка.
Табуированное названий животных ( медведь ) свидетельствует об следах зоолатрии и ритуальной важности животного.
Остатки зоолатрии были вытеснены христианством.
Зоолатрия в шаманизме
Тотемное животное племени или шамана, а также поклонение ему находило отражение в его костюме, ритуальной маске / головном уборе, изображении священного животного на шаманском бубне или жезле , магических аксессуаров, изготовленных из шкуры медведя , клыка животного, лапы лисицы или зайца, а также черепа животного, который подвешивался на жилище людей для защиты от злых духов.
См. также
Примечания
- Токарев С. А. Культовые мифы // Мифы народов мира . Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. — М. : Большая Российская энциклопедия , 2000. — 720 с. — ISBN 5-85270-108-4 . — С. 24.
- // В мире мифов и легенд / Под ред. В. Н. Синельченко, М. Б.Петрова. — СПб. : ТОО «Диаманд», 1995. — 574 с. — ISBN 5-88155-045-5 .
- Симонова-Гудзенко Е. К. Айнов мифология // Мифы народов мира . Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. — М. : Большая Российская энциклопедия , 2000. — 672 с. — ISBN 5-85270-241-2 . — С. 53.
- Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира . Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. — М. : Большая Российская энциклопедия , 2000. — 720 с. — ISBN 5-85270-108-4 . — С. 8.
- ↑ Плеханов Г. В. Сочинения. Т. XVII. — М. , 1923—1927. — С. 220.
- ↑ Charles Burney. // Ancient West & East. — BRILL, 2002-01-01. — С. 474–477 . — ISBN 978-90-04-49420-6 .
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 21 сентября 2009. 31 октября 2014 года.
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 4-е изд. — М. : Политиздат, 1986. — 576 с. — С. 46, 148.
- JACQUES MARGERET. . — University of Pittsburgh Press, 1983-06-15. — ISBN 978-0-8229-7701-8 , 978-0-8229-3805-7.
- ↑ Светлана Жарникова. Исторические корни календарных обрядов.
Ссылки
- (нем.)
- (недоступная ссылка)
- 2021-06-05
- 2