Interested Article - Древо познания (книга)

Древо познания: Биологические корни человеческого понимания ( исп. El Arbol del Conocimiento: Las Bases Biologicas del Conocer Humano , 1984 ) — книга чилийских биологов У. Матураны и Ф. Варелы , исследующая познание как биологический феномен. Книга, написанная в общедоступной форме и наполненная иллюстрациями, получила широкую известность и переведена на несколько языков.

История создания

В 1980 году Организация американских государств , занимавшаяся тогда изучением проблем социальной коммуникации и передачи знания, предложила авторам прочитать ряд лекций с изложением их подхода к коммуникации как биологическому бытию человека. Лекции, которые оба автора попеременно читали с сентября 1980 года преимущественно работникам социальной сферы и администраторам, были записаны, переработаны в 1981 1983 годах и затем изданы в виде книги .

Общая характеристика

Матурана и Варела определяют живое существо как аутопоэзную систему. Жизнедеятельность всякой аутопоэзной системы направлена на сохранение своей динамической организации, «самовоспроизводство внутренних отношений» . Для аутопоэзной системы нет никакой « внешней среды », организм операционально замкнут: он не получает извне «информацию» о мире, и его «поведение» по отношению к внешней среде также существует лишь для внешнего наблюдателя; для самого же организма есть лишь внутренние структурные возмущения, вызываемые воздействиями среды и нарушающие его динамический баланс, и компенсирующие их внутренние же структурные изменения (внешне выражающиеся в виде адаптивного поведения). При этом внешние возмущения лишь дают толчок — вызывают реакцию организма, определяется же эта реакция внутренним устройством и динамикой самой системы. Таким образом, познание — это не отражение мира, а внутреннее конструирование мира, построение собственной модели мира, причём такое, которое внешне выражается как эффективное поведение. Поэтому сама жизнь — это всегда познание, а познание — это (эффективное) действие. Особенность человека и человеческого познания, в сравнении с другими живыми существами, заключается в его социально-языковой природе: мы создаём мир вместе с другими людьми.

Изложенную в книге концепцию можно рассматривать как вариант эволюционной эпистемологии .

Содержание

В первой половине книги Матурана и Варела, представив общий взгляд на познание (гл. 1) и изложив свою ключевую концепцию аутопоэзиса (гл. 2), дают краткий обзор биологии и эволюции в терминах этой концепции (гл. 3—5). В последующих главах предложенный подход применяется для теоретического описания поведения, социальных явлений, языка, сознания и познания.

Гл. 1. Познание познания . «…Мы предлагаем рассматривать познание не как представление мира „в готовом виде“, а скорее как непрерывное сотворение мира через процесс самой жизни», — пишут авторы. Наш опыт , знание о мире определяется нашим биологическим устройством и процессом нашей познавательной деятельности; мир не предзадан, но рождается для нас в акте познания; познание есть действие. При этом познание — эффективное действие, то есть такое, которое позволяет организму существовать в условиях своей среды.

Гл. 2. Организация живых существ. Чтобы понять биологическую сущность познания, необходимо изучать живое существо как целое, а не только его нервную систему . Живые существа отличает « аутопоэзная организация», то есть способность к самовоспроизводству — к порождению, «строительству» самих себя: аутопоэзная система как бы «вытаскивает сама себя за волосы», создавая собственные компоненты, «без разделения на производителя и продукт». Так, клетка производит компоненты своей мембраны , без которой клетка не могла бы ни существовать, ни производить эти компоненты. Именно аутопоэзная организация служит критерием, определяющим жизнь .

Гл. 3. История: репродукция и наследственность . Репродукция не является определяющим критерием жизни, так как не является частью организации живых существ («аутопоэзных единств»): чтобы репродуцироваться, организм прежде уже должен существовать как единое организованное целое. Репродукция порождает историческую систему (ряд поколений, между которыми существует историческая взаимосвязь). При этом одни структурные особенности у потомков сохраняются ( наследственность ), другие изменяются ( вариация ).

Гл. 4. Жизнь метаклеточных . Если между двумя или более аутопоэзными единствами (например, клетками ) имеются постоянные взаимодействия, между ними может возникнуть «структурное сопряжение», приводящее к взаимосвязанности их онтогенезов : образуется « метаклеточное единство , или единство второго порядка». Впрочем, жизненный цикл каждого многоклеточного организма всё равно начинается с одной клетки , из которой он развивается — именно на этой одноклеточной стадии происходит репродукция и репродуктивные изменения (это касается полового размножения ; некоторые многоклеточные, однако, размножаются простым делением.) С увеличением размера организмов растёт продолжительность их репродуктивного цикла (то есть снижается частота смены поколений). Вопрос о том, являются ли сами метаклеточные организмы аутопоэзными единствами, то есть «являются ли аутопоэзные системы второго порядка также и аутопоэзными системами первого порядка», остаётся открытым.

Гл. 5. Естественный дрейф живых существ. Онтогенез — это «структурный дрейф» (структурные изменения) организма, при котором происходит сохранение его организации, аутопоэза — и одновременно адаптация к окружающей среде . «Следовательно, окружающую среду можно рассматривать как постоянно действующего „селекционера“, отбирающего структурные изменения, которые организм претерпевает в процессе онтогенеза». Аналогичный процесс происходит в филогенезе : эволюция — это непрерывная последовательность изменений в наследственной линии организмов на каждой репродуктивной стадии при сохранении ими, с одной стороны, организации, аутопоэза, с другой — адаптации к также изменяющейся среде. В таком процессе естественного структурного дрейфа нет внешней направляющей силы, «нет прогресса или оптимизации в использовании окружающей среды, но только сохранение адаптации и аутопоэза».

Гл. 6. Сфера поведения . Поведение организма определяется структурой внутренних связей нервной системы . Нервная система «операционально замкнута», внутренне детерминирована, и окружающая среда не определяет и не направляет изменения нервной системы, но лишь запускает их, вызывая в неё те или иные «возмущения», которые нервная система затем вынуждена компенсировать, что внешне выражается как «поведение». Поэтому неверно общепринятое мнение, что организм «получает информацию из окружающей среды и использует её для построения образа ( репрезентации ) мира, и на основе этого образа формирует адекватное поведение». Нервная система не оперирует образами мира: «в живом существе происходят только внутренние структурные изменения» в ответ на внутренние же структурные возмущения, вызываемые воздействиями внешней среды, — которые потому «с необходимостью соответствуют среде и хорошо „осведомлены“ о ней». Лишь для внешнего наблюдателя это представляется «поведением» организма в окружающей среде, определяющимся некими «представлениями» о ней. Таков узкий путь между Сциллой и Харибдой «репрезентационизма» и солипсизма .

Гл. 7. Нервная система и познание . Поведение живых существ в целом следует понимать не как взаимодействие со средой, но как поддержание определённого внутреннего сопряжения между сенсорной и моторной поверхностями. У многоклеточных для осуществления этой сенсомоторной корреляции появляется нервная система, расширяющая область поведения по сравнению с прямыми сенсо-моторными связями у одноклеточных . Так, то, что со стороны выглядит как отдёргивание руки от боли, с точки зрения самого организма — лишь восстановление определённой корреляции между сенсорными и моторными нейронами после внешнего воздействия на первые. Внешние воздействия лишь модулируют постоянно поддерживаемый внутренний баланс сенсомоторных корреляций, но не определяют его. Поэтому неверна, например, репрезентационистская трактовка зрительного восприятия , предполагающая, что образ возникает на сетчатке и затем передаётся дальше по нервной системе; на самом деле эти сигналы лишь вносят вклад в сложные внутренние циклы нейронных взаимодействий. Когнитивистская «компьютерная метафора», называющая мозг устройством для обработки информации, неверна: нервная система не получает «информацию» из окружающей среды, а создаёт мир, так как именно состояние нервной системы определяет, что будет считаться её «возмущением» и какие внешние изменения его вызывают. Критерий знания — эффективное поведение, и любое поведение можно рассматривать как когнитивный акт; жить — значит познавать (проявлять эффективность в сохранении своего существования).

Гл. 8. Социальные явления . Между организмами могут возникать постоянные взаимодействия, что приводит к возникновению структурного сопряжения третьего порядка (после клеток и метаклеточных). Независимые индивидуальные онтогенезы превращаются в сеть коонтогенезов. Механизм такого сопряжения у большинства общественных насекомых химический — обмен веществами ( трофаллаксис ), контролирующий дифференциацию функций отдельных особей. У общественных позвоночных более гибкая координация поведения происходит разными способами: химически, визуально, акустически и т. д. Возникает коммуникация — «координированное поведение, которое взаимно запускают друг у друга члены социального единства». При этом с точки зрения развиваемой теории в коммуникации нет «передачи информации»: ведь происходящее с организмом — его действия и восприятия — определяется его собственными внутренними процессами, а не возмущающим воздействием; «феномен коммуникации зависит не от того, что передаётся, а от того, что происходит с тем, кто принимает передаваемое». Появляется культурное поведение — усвоеное «в коммуникативной динамике социальной среды» и передающееся из поколения в поколение.

Гл. 9. Поле лингвистики и человеческое сознание . Коммуникативное поведение, сформировавшееся в результате обучения , можно назвать лингвистическим поведением. Лингвистическое поведение происходит в лингвистическом поле (области всех вариантов лингвистического поведения), возникающем и изменяющемся в коллективном коонтогенезе. Лингвистические поля есть и у животных; но когда сами элементы лингвистического поля, само лингвистическое поведение в свою очередь становятся объектом скоординированных рефлексивных лингвистических действий — возникает язык . Вместе с языком, как областью описания описаний, возникает и наблюдатель : язык, позволяя пользующемуся им описывать лингвистическую деятельность и её участников, делает возможным появление рефлексии и ( само ) сознания (так, «условия для появления понятия своего „ Я “» могут возникнуть, например, когда объектом «наблюдения» становится имя другого человека).

Гл. 10. Древо познания. Мы сами в процессе познания создаём мир, который видим. Более того, это сотворение мира мы осуществляем совместно с другими людьми, в коллективном пространстве языка. Без принятия других, в конечном счёте — без любви, не может быть социальности, а без неё — человека.

Примечания

  1. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. М., 2001. Введение.
  2. Шмерлина И. А. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3896 дней]) // Социологический журнал. 2003. № 2).

См. также

Издания и переводы

  • Maturana H. R., Varela F. J. El Arbol del Conocimiento: Las Bases Biologicas del Conocer Humano. Santiago: Editorial Universitaria, 1984.
  • Maturana H. R., Varela F. J. Der Baum der Erkenntnist. Berna; Munchen; Vienna: Scherz Verlag, 1987.
  • Maturana H. R., Varela F. J. Kundskabens Trae. Aarhus (Denmark): Ed. Ask, 1987.
  • Maturana H. R., Varela F. J. L`Albero Della Conoscenza. Milano: Garzanti Editore, 1987.
  • Maturana H. R., Varela F. J. The tree of knowledge: The biological roots of human understanding. Boston: Shambhala Publications, 1987.
  • Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. Ю. А. Данилова . М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с. ISBN 5-89826-103-6

Литература

  • Шмерлина И. А. от 16 декабря 2021 на Wayback Machine (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3896 дней]) // Социологический журнал. 2003. № 2. С. 168—179.
  • Севрюгин В. // Первое сентября (Москва). 1.10.2002. 067. C. 4. Приложение «Школа для учителя».
Источник —

Same as Древо познания (книга)