Interested Article - Умеренный реализм

Умеренный реали́зм философский термин, употребляемый для обозначения одного из направлений в споре об универсалиях .

В споре об универсалиях ( X XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три основные направления:

Особняком стоит умеренный реализм , отстаиваемый Фомой Аквинским . Позиция умеренного реализма восходит к аристотелевскому гилеморфизму , отступив от позиций крайнего реализма, опирающихся на платонизм в его августиновской версии.

Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:

  • « до вещей », как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей ( платонизм , ).
  • « в вещах » или субстанциях, как их сущность ( аристотелизм , умеренный реализм ).
  • « после вещей » — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения ( номинализм , концептуализм ).

Фома Аквинский в споре об универсалиях пошёл по стопам своего учителя Альберта Великого , избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель . Он признает, что общее не имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, Фома Аквинский признает троякого рода универсалии: ante rem (до вещей) — поскольку они суть мысли Бога, in re (в вещах) — поскольку они составляют общую сущность вещей, и post rem (после вещей) — поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия .

Учение Фомы Аквинского является эклектизмом, попыткой сочетать номинализм с реализмом и признанием относительного значения каждого из них.

Христианская церковь в вопросе об универсалиях приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, поскольку материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа .

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Умеренный реализм