Шахматная школа
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахматная задача ( англ. problem ) — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (обычно объявить мат сопернику) в указанное число ходов. Композитор, составляющий шахматные задачи, называется проблемистом .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
По жанру задачи делятся на двух- , трёх- и многоходовки , кооперативные маты , обратные маты , сказочные задачи . Решение задачи состоит в нахождении задуманного автором единственного пути, ведущего к выполнению задания. Эстетический эффект задачи достигается неожиданным (замаскированным) вступительным ходом и красивой комбинацией. Как правило, задача не должна начинаться с шаха , решение должно быть труднонаходимым, сопернику необходимо предоставить возможности активной контригры.
В задачах должны соблюдаться основные принципы шахматной композиции — легальность начальной позиции, решаемость во всех вариантах и единственность решения , а также художественные требования — выразительность замысла, экономичность формы , красота решения.
В процессе развития задачной композиции её принципы претерпевали значительные изменения: обогащалось содержание, расширялась тематика , менялись требования к форме, появлялись и исчезали различные стили и направления.
«Об игре в шахматы» ( лат. De Ludo Schacorum ) — книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли из монастыря Гроба Господня на латинском языке . Трактат известен также под названием «Отгоняющий скуку» ( итал. «Schifanoia» ). Часть иллюстраций к трактату атрибутируются Леонардо да Винчи , ему же приписывается и часть представленных там шахматных задач ( итал. Leonardo da Vinci , 1452—1519) .
Достаточно часто шахматная задача представлена на картинах с изображением партии в шахматы. Примерами подобных изображений могут быть «Шахматистки» Джона Лавери (1929), где на доске представлен достаточно изящный мат в два хода , и «Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены, Кэтрин де Вер, и их семьи» (1568) Мастера графики Уорик , где снова присутствует мат в два хода. «Детская задача» (1857) — акварель английского художника Ричарда Дадда. Она создана им в психиатрической лечебнице, где он находился уже тринадцать лет после совершённого убийства отца. На акварели изображён изящный мат в два хода.
Особую категорию задач составляют литературные мистификации. К числу наиболее известных относятся две шахматные задачи 1878 и 1936 годов , созданные Чарльзом Годфри Гумпелем (мат в семь ходов) и Виктором Бартом (мат в два хода) в качестве иллюстрации к легенде о шахматном поединке между Паоло Бои и Дьяволом .
Мат в 2 хода
Иллюзорная игра
: 1…Кe~ 2.e8К×, 1…Кd6 2.e8Ф×.
|
Мат в 2 хода
Иллюзорная игра : 1…Л:e5 2. Фd7× , 1…С:e5 2. Фc4× Ложный след : 1.Кd3? угроза 2.Л:f6×, 1…Лe5 2.Кf4×, 1…Сe5 2.Кc5× — перекрытие Гримшоу . Но 1…Лd5! Решение: 1.Лe1! с двумя угрозами 2. Фd7× и 2. Фc4×, 1…Л:e5 2.Сf5×, 1…С:e5 2.Фd6× — самосвязывание (см. Связка ). |
Мат в 2 хода
1.e8Ф? угроза 2.Кf5×,
1…Кc~ 2.Ф:a4×, 1…К:e5 2.Ф:e5×,
1.Сg7? угроза 2.Кf5×,
1.e6! угроза 2.Лd5×,
|
|
Мат в 3 хода
1.Лd8!
с угрозой
2.Сd5+ (A) Кр:d5 3.Кf6× (B)
,
Мат в три хода.
1. Кf3+ С:f3;2. Лe2+ Крd3; 3. Лc3× ( 1. … Крd3 2. Лe2×; другой вариант — 1. …Крe3; 2. Кf5+ Л:f5; 3. Фd2× ) |
Мат в 4 хода
1...Ф~ 2.Кc7(d6)×.
|
Мат в 4 хода
1.a7! abФ 2.abФ! Ф:b2 3.Ф:b3 Фc3 4.Ф:c3×
(3…Ф:a1 4.Л:f4×),
Таск Бабсона |
Мат в 8 ходов
Ложный след : 1.Kрd5? c1Ф! 2.К:c1 Ф:b2!
Решение: 1.Kрf3! Лh4 2.Kрg2 de 3.Kрf3 c1К 4.Kрe4 Лh5 5.Kрd5 Фb4 6.Kрc6 (
угроза
7.Крс7×) 6...Фe7 7.Kрb5+ Фb7 8.С:b7×
|