Юм, Дэвид
- 1 year ago
- 0
- 0
Моральные или нравственные эмоции — разновидность социальных эмоций , которые участвуют в формировании и передаче моральных суждений и решений, а также в мотивации поведенческих реакций на собственное поведение и поведение других . По определению Джонатана Хайдта, моральные эмоции «связаны с интересами или благополучием либо общества в целом, либо, по крайней мере, лиц, кроме судьи или агента» .
Моральные эмоции включают социальное отвращение , стыд, гордость, гнев, вину, сострадание и благодарность . Эти эмоции зачастую помогают избегать социально неприемлемых («плохих») поступков . Нравственные эмоции — это эмоции, составляющие совесть человека и способствующие познанию разницы между добром и злом.
Моральные рассуждения были в центре внимания большинства исследований морали, начиная с Платона и Аристотеля . Психологическая сторона морали, рассмотренная, например, в « Теории моральных чувств » Адама Смита , считалась подчиненной высшему, рациональному, моральному рассуждению, при этом такие ученые, как Иммануил Кант , Пиаже и Кольберг , трактовали моральное рассуждение как ключевой элемент морали . Однако в последние 30-40 лет возник новый фронт исследований: моральные эмоции как основа морального поведения. Это развитие началось с акцента на сочувствии и вине и привело к новым исследованиям таких эмоций, как гнев , стыд и отвращение . Благодаря новому исследованию теоретики начали задаваться вопросом, могут ли моральные эмоции играть более важную роль в определении морали, превосходящую роль моральных рассуждений .
Обычно философы использовали два подхода к определению моральных эмоций, при этом первый заключался в том, чтобы «определить формальные условия, которые составляют моральное утверждение (например, то, что является универсальным, например, целесообразность)» . Второй подход "заключается в определении материальных условий моральной проблемы, например, что моральные правила и суждения "должны влиять на интересы или благосостояние либо общества в целом, либо, по крайней мере, лиц, не являющихся судьей или действующим лицом . Второе определение более предпочтительно, поскольку оно не привязано к языку и поэтому может быть применено к детям и животным. Моральные эмоции — это «эмоции, которые связаны с интересами или благополучием общества в целом или, по крайней мере, лиц, кроме судьи или действующего лица» .
Моральные эмоции, как и другие эмоции, делятся на положительные и отрицательные. При этом моральные эмоции делятся на два типа: негативные эмоции, направленные внутрь (которые мотивируют людей действовать этично) и негативные эмоции, направленные вовне (которые направлены на дисциплинирование или наказание) . Примерами положительных моральных эмоций являются воодушевление , благодарность и гордость за свои хорошие поступки. Примеры негативных моральных эмоций включают социальное отвращение , стыд , вину и смущение .
Эмпатия также играет большую роль в альтруизме. Гипотеза эмпатии-альтруизма утверждает, что сочувствие к другому приводит к альтруистической мотивации помочь этому человеку . Напротив, может существовать и эгоистическая мотивация помочь нуждающемуся. Это модель снижения напряжения Халлиана, в которой личный стресс, вызванный другим нуждающимся, заставляет человека помочь, чтобы облегчить собственный дискомфорт . Публикации на тему «Альтруизм, рождённый страданием» (Altruism Born of Suffering) утверждают, что люди, пережившие трудные времена, чаще реагируют альтруистически, защищая других или заботясь о них .
Нейробиолог Джин Десети, опираясь на эмпирические исследования в области эволюционной теории , психологии развития , социальной нейробиологии и психопатии, заявил, что эмпатия и мораль не являются ни систематически противоположными друг другу, ни неизбежно дополняющими друг друга .
{{
citation
}}
:
|title=
пропущен или пуст (
справка
)