Interested Article - Василиса Мелентьева

Василиса Меле́нтьева (Василиса, Мелентьева жена) , встречается ошибочный вариант Василиса Мелентьевна — вдова-москвичка, обыкновенно считается наложницей (устар. «женище»), или же шестой или седьмой женой Ивана Грозного (невенчанной).

Информация о ней крайне скудна, её существование подвергалось сомнению . Не исключена вероятность, что её история является вставкой позднего фальсификатора . Тем не менее эта фигура часто появляется в произведениях искусства, посвящённых Ивану Грозному.

Источники

О существовании Василисы существует лишь несколько упоминаний:

Н. М. Карамзин в своей « Истории » цитирует первое и наиболее надёжное из них, перечисляя жён Ивана Грозного :

Я нашел следующее, если не современное, то по крайней мере в начале XVII века писанное (см. в моей библиотеке старую рукопись в четверть Листа No 8, под заглавием: Елагинская Смесь , ибо сия рукопись принадлежала некогда Г. Елагину):
«Первая Царица Настасья Романовна Юрьева . Вторая Царица Марья Темрюковна Черкасов Пятигорских. Третья Царица Марфа Васильевна Собакиных . Четвёртая Царица Анна Алексеевна Колтовская (…) и потом понял пятую Царицу Васильчикову . Шестую сказываютъ, что имал молитву со вдовою Василисою Мелентьевою, сиречь с женищем; седьмую Царицу Марью Федорову Нагих , и от неё родился Царевич Димитрей ».

Второй документ, подтверждающий этот список — « » (сер. XVII в.).

В частности, о Василисе он говорит: «обручился со вдовою Василисою Мелентьевою, еже мужа её опричник закла; зело урядна и красна, таковых не бысть в девах, киих возяще на зрение царю». Василиса была потом заточена — «чтя ю зрящи яро на оружничьего Ивана Деветелева князя, коего и казни» , и пострижена в Новгороде 1 мая 1577 года .

Однако этот источник сомнителен: «некоторые историки подвергают сомнению сам факт существования таинственной Василисы Мелентьевой, считая упоминание её в летописи чьей-то позднейшей „шуткой“ — то есть специальной вставкой» . Р. Г. Скрынников осторожно пишет: «Свидетельство „Хронографа“ можно было бы отвести как сомнительное, если бы оно не было подтверждено Карамзинским летописцем» . Существует версия, что «Хронограф» — подделка XIX века, автором которой может быть Александр Сулакадзев . Известный историк А. А. Зимин прямо пишет, что упоминание в карамзинском источнике «дало повод известному поддельщику рукописей начала XIX в. А. И. Сулакадзеву сочинить рассказ» . Б. Н. Флоря в биографии царя из серии ЖЗЛ вообще не упоминает Василису . Зимин указывает: «Русские источники, перечисляя поименно жен Ивана Грозного, о ней [Василисе] не говорят (исключая Хронограф XVII в.). Они или считают, что Грозный был женат всего шесть раз, или говорят о семи женах, но все равно имени Василисы не упоминают»

Третье упоминание (обнаружено ) является косвенным и касается людей, которые могут быть её детьми от первого брака. В писцовых книгах по Вяземскому уезду XVI века сказано:

«Государь и царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии летом 7087 году (1578/79)… поместьем пожаловал Федора да Марью Мелентьевых детей Иванова в вотчину».

Скрынников, говоря, что существование Василисы возможно, указывает, что «Мария Мелентьева вышла замуж за Гаврилу Пушкина , одного из предков А. С. Пушкина ». Он отмечает необычность пожалования таких крупных владений детям незнатного человека, и считает, что оно подчеркивает высокое положение их покойной матери.

Реконструкция истории

Г. С. Седов . «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну» (1875). ГРМ

Царь сделал её своей женой около 1575 года , по одной молитве («имал молитву» — в карамзинском источнике), т.е. без брачного обряда. Поэтому современники называли её «женище» (что означает «невенчанная жена, сожительница, незаконно венчанная» ). С. М. Соловьёв в «Истории России» пишет, что мы «не имеем права двух наложниц царя, Анну Васильчикову и Василису Мелентьеву, называть царицами, ибо он не венчался с ними, и в современных памятниках они царицами не называются» (подробнее см. Законность браков Ивана Грозного ). Карамзин пишет о ней:

«Шестою Иоанновою супругою, или, как пишут, женищем — была прекрасная вдова, Василисса Мелентьева: он, без всяких иных священных обрядов, взял только молитву для сожития с нею! Увидим, что сим не кончились беззаконные женитьбы Царя, ненасытного в убийствах и в любострастии!»

Если же верить «Хронографу» (который действительно демонизирует царя), Василиса не просто была вдовой, но муж её был убит каким-то опричником («еже мужа её опричник закла»). Зимин указывает, что «дьяк Мелентий Иванов известен своей службой в 1562—1563 гг. Предположение о гибели Иванова в Ливонии вслед за падением Изборска в 1569 г., когда последовали казни многих дьяков, ошибочно. Иванов упоминается в разрядах в 1573/74 г., то есть его смерть относится к более позднему времени и не связана с изборским делом» .

Далее «Хронограф» пишет, что Василиса попала в опалу из-за своего внимания к молодому человеку, которого царь казнил («на оружничьего Ивана Деветелева князя, коего и казни»). Зимин пишет, что «О том, что кн. И. Тевекелев был оружничим (с 1572/73 г.), сохранились сведения только в Шереметевском списке боярских чинов, где сказано, что он „выбыл“ в 1576/77 г. Знал ли эти данные Сулакадзев, или его рассказ основан на каких-то других источниках, остается неизвестным. Во всяком случае в разрядах И. Тевекелев встречается до 1573/74 г. включительно» .

Сведения, что «Никита Мелентьев был отравлен Малютой Скуратовым , а Василиса была похоронена заживо со своим любовником, убитым Иваном Колычевым в Александровской слободе», являются измышлениями беллетристов и не имеют под собой источниковедческой опоры.

В отличие от других жён царя, сосланных в монастырь ( Анна Колтовская , Анна Васильчикова , чья биография «после развода» прослеживается хорошо), никаких упоминаний о конкретном месте пострига Василисы нет. Её могила также неизвестна. В списке вкладов царя в память замученных им людей или просто покойных родственников её имени также нет (в отличие от всех его покойных жён). Это отсутствие информации подтверждает версию о фальсификации её фигуры, либо полную незначительность и эпизодичность Василисы в жизни царя.

В искусстве

История послужила источником вдохновения для драмы А. Н. Островского (1867), где изображены психологически сложные отношения между Грозным, Анной Васильчиковой , Василисой Мелентьевой и боярским сыном Андреем Колычевым. История щедро смешана в драме Островского с вымыслом.

Спектакль, поставленный Владимиром Андреевым по этой пьесе в театре имени Ермоловой , существует в телеверсии 1982 года.

После премьеры пьесы Островского судьба Василисы заинтересовала художников: ей посвящены картины Г. С. Седова и Н. В. Неврева .

Примечания

  1. Маржерет Жак , от 13 апреля 2014 на Wayback Machine
  2. Йена, Детлеф. Русские царицы (1547—1918). М., 2008. С. 43
  3. . Дата обращения: 14 сентября 2012. 21 октября 2012 года.
  4. В. Г. Манягин. «Правда грозного царя»
  5. [militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/04.html Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2007]
  6. Сперанский М. Н. Русские подделки рукописей в начале XIX в. — ПИ, 1956, т. V, с. 100
  7. Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986
  8. Флоря Б. Н. Иван Грозный
  9. Павлов-Сильванский В. Б. Новые сведения в писцовых книгах Вяземского уезда конца XVI в. — АЕ за 1959 г. М., 1960, с. 93
  10. Словарь Даля.

Ссылки

Источник —

Same as Василиса Мелентьева