Венский протокол 25 марта 1941
- 1 year ago
- 0
- 0
Ста́ня, Ма́рта Яновна ( латыш. Marta Staņa ; 4 марта 1913 — 17 января 1972 ) — советский латвийский архитектор, автор проекта театра Дайлес в Риге — крупнейшего проекта , включённого в независимой Латвии в культурный канон .
Марта Станя родилась 4 марта 1913 года в Валкского уезда Лифляндской губернии Российской империи (нынешний Стренчский край Латвии ). В послевоенные годы при обмене документов в них вкралась ошибка, и дата рождения была записана 4 января . Её отец — железнодорожный рабочий Янис Станя, вместе с женой Триной воспитывали четверых детей. Кроме Марты, в семье росли девочки Элза и Зелма и мальчик Янис. Жили очень бедно, поэтому и младшей дочери пришлось выбирать в буржуазной Латвии учебное заведение, где не взымали плату. Так, по примеру старшей сестры, Марта поступила в . Зарабатывала на жизнь частными уроками. Интерес к искусству побудил её посещать студию художника Романа Суты , однако эти занятия мешали учёбе, так что Стане пришлось выбирать — педагогика или искусство. Думая о будущем практично, Марта выбрала профессию учителя .
В 1932 году она окончила институт и получила распределение в Индру, в Латгалии , затем работала в Виесите и Лудзе . Одновременно она начала готовиться к поступлению в Латвийский университет на факультет архитектуры .
Отработав учителем обязательные четыре года, Марта в 1936 году поступила в университет, в мастерскую «С» Архитектурного факультета, которой руководил доцент Эрнест Шталберг , выпускник Петербургской академии художеств и приверженец стиля функционализма , который после возвращения из России вместе с Р. Сутой был одним из лидеров современного искусства в Латвии . Эта мастерская конкурировала с двумя другими. Первой руководил профессор Эйжен Лаубе , приверженец особого латышского пути в архитектуре, базирующегося на классическом наследии . Второй — профессор , исследователь народного строительного ремесла и публицист, украшавший свои проекты элементами латышского орнамента .
До войны латышским архитекторам были незнакомы современные веяния. Эмигрировавший в США Артурс Дамрозе признавался, что в годы учёбы (с 1931 года) не слышал про Ле Корбюзье или Bauhaus ни слова. « в своё время не только упустило борьбу за новую архитектуру, но даже не поддерживало её» . В стиле функционализма в Риге работало в основном немецкое бюро «Karr & Bätge». Новаторские идеи Bauhaus не получили распространения из-за узости рынка, особенно в строительстве нового жилья, и дефицита новых материалов .
Из-за ограниченности средств Марта Станя училась в университете 9 лет, параллельно работая. До 1942 года она занимала должность строительного инспектора в Департаменте мореходства.
Осенью 1944 года большинство сотрудников и студентов архитектурного факультета ЛУ с отступающими гитлеровскими войсками, Марта Станя и её педагог остались на родине. В созданном в 1945 году из 69 довоенных членов зарегистрировались 16. Шталберг стал профессором Латвийского государственного университета и возглавил одну из архитектурных мастерских, второй руководил бывший ассистент Лаубе, Сергей Антонов . Дипломным проектом М.Стани стал концертный зал в рижской Цитадели на 900 мест. В 1945 году она успешно защитила его и получила диплом архитектора .
Одна из лучших учениц Э. Е. Шталберга , Станя получила приглашение работать ассистентом на архитектурном факультете Университета. В конце 1940-х годов в Латвию приехало много латышских архитекторов из России, которые критиковали русский конструктивизм 1930-х. На архитектурном факультете соперничали неоэклектизм (мастерская Антонова) и функционализм (мастерская Шталберга), и эта борьба завершилась победой первого течения. Однако остались преподаватели, которые поддерживали линию Шталберга, среди них М.Станя. Осенью 1950 года было решено закрыть архитектурный факультет, но после студенческих протестов и письма Сталину, которое передала тётя одного из студентов с московским поездом, было создано архитектурное отделение на инженерно-строительном факультете Рижского политехнического института .
М.Станя в 1950 году нашла работу в мебельной артели «Ассоциация», где трудилась меньше года, но спроектированный ею мебельный комплект получил первую премию на Первой всесоюзной выставке мебели .
В 1951-53 году она вместе с Янисом Гинтерсом и Волдемаром Закисом спроектировала здание на Комсомольской набережной , 31, для Министерства сельского строительства. Работа была выполнена в латвийском филиале всесоюзного института «Гипросовхозстрой» (Государственный институт проектирования совхозного строительства). Это здание, построенное на месте разбомбленных во время войны домов, отличается лаконичностью и не имеет украшений, характерных для архитекторов московской школы того времени .
С 1953 году Станя становится архитектором и руководителем строительства в богатом и крупном рыболовецком колхозе « » близ Скулте , где она с 1951 года проектировала здание нового клуба вместе с Андрисом Калниньшем и группой архитекторов. Коллективу из 800 колхозников требовалось здание для собраний, театральных, музыкальных представлений и кинопоказов, а также выставок, художественной самодеятельности и спорта. Фундамент клуба заложили в 1952 году у изгиба реки Аге на возвышенности, где впоследствии были построены также средняя школа и жилые дома по проекту М.Стани. Клуб был спроектирован со всеми удобствами, центральным отоплением, однако из-за плохой оценки уровня грунтовых вод в подвал начала просачиваться вода, из-за чего потребовались дополнительные затраты на дренаж. Деньги выделило Министерство рыбного хозяйства Латвийской ССР, которое предоставило миллион рублей невозвращаемого кредита колхозу, а он сам вложил ещё 3 млн собственных средств. При многомиллионном обороте хозяйства (в 1958 году около 10 млн рублей) это были хотя и не самые неотложные, непроизводственные, но посильные затраты .
В 1955 году Станя начала проектировать здание средней школы в колхозном посёлке. 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление « Об устранении излишеств в проектировании и строительстве », которое требовало строить экономичные здания и вводить индустриальные строительные конструкции. Это позволило Стане вернуться к той рациональной архитектуре, за пропаганду которой она пять лет назад была уволена из университета. Павильонная композиция школьного здания была задумана по скандинавским образцам .
В том же году Станя получила разрешение на строительство собственного дома на тихой рижской улице Бассейна, 5, в Задвинье, на выделенном ей ранее горисполкомом участке. Небольшой особняк площадью 74 кв.м. он строила своими силами до 1963 года, а жила в нём вместе с сестрой-инвалидом. Обе женщины не были замужем .
В 1959 году Станя выиграла конкурс на лучший проект нового здания театра «Дайлес» в Риге, строительство которого началось в 1966 году, а окончилось через 10 лет, уже без создателя театра Э. Смильгиса и М. Стани. Их грандиозный замысел оказался обременительным для потомков: зал на 1014 мест режиссёру и актерам было трудно «заполнить» энергией. Впоследствии здание театра было включено в список охраняемых памятников культуры государственного значения, но композиция театральной площади так и осталась нерешенной, хотя в комплект чертежей 1964 года Станя включила эскизы высотного здания рядом с театром. Марта Станя была архитектором-концептуалистом, а технические решения она разрабатывала с помощью архитекторов-мужчин. В Скулте — с Андрисом Калныньшем, а на проект театра — с Имантом Якобсоном, который стал ее соавтором .
В период разработки проекта театра она была сотрудником проектного института «Горпроект» (1960—1969). В 1969 году перешла в Юрмальское отделение проектного института «Коммуналпроект».
Член Союза архитекторов СССР (1946).
Умерла в Риге 17 января 1972 года .
С 1953 года Марта Станя работала педагогом Рижской средней школы декоративно-прикладного искусства (1953—1959). Преподавая композицию на отделениях деревянной скульптуры и декоративного оформления, она сотрудничала с художницей по текстилю Эрной Рубеной, проектируя интерьер малогабаритных квартир как ансамбль, в котором в едином стиле создаются и мебель, и текстиль, в котором используюются и латышские, и скандинавские мотивы. Cтаня привлекла своих студентов к оформлению клуба колхоза «Звейниекс», для которого керамисты изготовили лепные украшения, металлобработчики — решётки радиаторов, а текстильщики — тканый занавес площадью 122 кв.м .
С 1958 года преподавала в Латвийской государственной академии художеств (1958—1971).
Творчеству М. Стани были присущи функциональная ясность и чистота формы с некоторым влиянием популярного в те годы брутального стиля . В отделке фасада жилого дома на улице Ленина, 313 (нынешняя ул. Бривибас ) высокий эстетический уровень был достигнут применением алюминия и цветного стемалита. Впервые в послевоенной практике латвийской архитектуры были запроектированы светлые прихожие .
Наиболее значимые работы: здание театра « Дайлес » (1976), жилой дом на улице Бривибас, 313 (оба проекта совместно с И. Якобсоном и Х. Кандерсом, 1970), кинотеатр «Спартак» в Риге (1969), клуб, школа и многоэтажные дома в посёлке Звейниекциемс (1955—1959), школа в (1964).
Ей принадлежат проекты многочисленных частных домов и дач в разных городах и курортах Латвии и ряд работ по проектированию мебели и оформлению интерьера .
Памяти архитектора был посвящён документальный фильм Латвийского телевидения «Архитектор Марта Станя» (режиссёр Даце Слагуне, автор сценария Вита Банга, 2004). В Латвийском музее архитектуры прошла персональная выставка «Марта Станя. Романтик модернизма» (2005) .
В апреле 2023 года имя Марты Стани присвоено улице в Риге.