Краббе, Николай Карлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Карлович Герцберг ( нем. Nikolas Hercberg , латыш. Nikolajs Hercbergs ; 7 июля 1882 , Митава — 1957 , Рига ) — латвийский и советский архитектор и инженер. Из балтийско-немецкой семьи. Работал в стиле модерн . Известен как автор более 2000 фотографий, запечатлевших архитектуру Риги не только на центральных улицах, но и в предместьях, первый мастер городской фотографии в Латвии .
Родился в столице Курляндской губернии Митаве 7 июля 1882 года в православной балтийско-немецкой семье .
Профессию архитектора Николай получил в Высшей школе Штутгарта (с 1901 по 1902 год, с перерывом до 1905 года) и на строительном отделении Рижского политехнического института , который окончил c отличием в 1909 году .
До 1910 года практиковался в строительном бюро архитектора Эрнеста Поле , одного из столпов латышского национального романтизма , построившего в Риге около 40 многоэтажных капитальных зданий . Об архитектурном творчестве того времени художник Янис Розенталь писал: «…архитекторы стремятся к достижению впечатления мощных, динамических ансамблей и гораздо меньше к симметрии… Башни, эркеры и лоджии вводятся с целью оживления фасада. Стены, напротив, оставляют гладкими, без всяких профилей и орнаментов. Последние используются крайне скупо или концентрируются в таком месте, где они обретают смысл и значение… Взято за правило стремиться к их самостоятельной художественной ценности и оригинальности» .
В 1911 году Герцберг начал проектировать здания самостоятельно, в основном доходные дома с магазинами в Риге: город стремительно рос и спрос на квартиры и торговые площади вместе с ним .
В 1915 году Николай Карлович был эвакуирован в Россию вместе с работниками завода « Фельзер » .
После Гражданской войны вернулся на родину, в созданную в 1918 году Латвийскую республику . Количество жителей Риги, до войны крупнейшего промышленного центра Российской империи, в 1920 году упало с 520 тысяч до 185 тысяч, и до 1940 года не превысило 400 тысяч. На фотографиях Герцберга видны опустевшие, местами заброшенные рижские .
В начале 1920-х годов Герцберг открыл собственное бюро вместе с коллегой Максом Озмидовым (Max von Osmidoff) . После Великой депрессии в мировой экономике , когда строительство в стране почти прекратилось, работал оценщиком недвижимости для страховых компаний и банков, принимавших её в залог .
Во время репатриации балтийских немцев Герцберг остался в Риге, пережил Великую Отечественную войну и после неё его пригласили работать по специальности, консультантом в Главное архитектурно-планировочное управление Риги, а затем в Отдел строительства и архитектуры исполнительного комитета , где и сохранился его внушительный архив .
За время работы Герцберг спроектировал около 15 зданий в стиле функционализма , запечатлев их для истории на фотографиях. Это здания в центре на ул. Гертрудес , 16, Акменю, 15, Шкюню, 15, дом Пайнберга в Риге на ул. Приежу 2, вилла «Васа» в Межапарке (Эзермалас, 34) .
Коллекция фотографий Николая Герцберга была передана в Латвийский государственный архив кинофотодокументов 5 февраля 1963 года из Отдела строительства и архитектуры исполнительного комитета . В 257 ящиках документов находилось более 2160 фотографий, большинство которых представляли собой негативы на стекле, с которых по сей день можно получить оттиски, удивляющий детализацией и качеством .
На снимках запечатлены рижские улицы и промышленные районы, фабрики , Emolips, « Проводник », фабрики Левитана и Вольфа Вольфсона, застройка и интерьеры, доходные дома и дачи в Цесисе, Двинске, Юрмале, Огре, начиная с 1926 до 1940 года .
Множество фотографий Герцберга были включены в альбом Soon («Drīz»), вышедший в издательстве RIBOCA ( Riga International Biennial of Contemporary Art) на латышском, русском и английском языках, и снабжены современными фотографиями Петериса Виксны, иллюстрациями Оскара Павловскиса, эссе Вента Винберга. Художником книги стал Алексей Мурашко, который оцифровал многие архивные снимки Герцберга . Книга была представлена на Рижской книжной выставке 28 февраля — 1 марта 2020 года .
«Стоит испытать необычные чувства, глядя на город из сегодняшней метрополии с её красками, брандмауэрами, рекламой, когда в центре города на ул. Гертрудес с каменными многоэтажными зданиями соседствовали одноэтажные деревянные домики с цветочными клумбами и курами, — говорит редактор проекта, исследователь архитектуры Иева Лаубе. — Исторические фотографии города, который ушел в прошлое, вызывают ностальгию, но мы стремились соединить старые фото с современностью, чтобы люди бросили на неё придирчивый взгляд и задумались» .