Interested Article - Розовое и голубое (Ренуар)
- 2021-03-27
- 1
«Розовое и голубое» ( фр. Rose et bleu ), также известная под названиями «Мадемуазели Каэн д’Анвер» ( фр. Les Demoiselles Cahen d'Anvers ) и «Алиса и Элизабет Каэн д’Анвер» ( фр. Alice et Élisabeth Cahen d'Anvers ) — картина в стиле импрессионизма французского художника Огюста Ренуара , на которой изображёны дочери банкира Луи Рафаэля Каэн д’Анвер и его супруги Луизы, урождённой Марпурго. Полотно написано в 1881 году в Париже и представляет собой живопись маслом на холсте размером 119×74 см. В настоящее время хранится в Художественном музее в Сан-Паулу .
Описание
Две девочки стоят перед тяжелой бордовой шторой, отодвинутой назад и открывающей роскошный интерьер. На них одинаковые вечерние платья с лентами, поясами и чулками, но разного цвета. На старшей справа оно голубое. На младшей слева — розовое. Девочки безупречно причёсаны. Они держат друг друга за руки. Младшая смотрит на зрителя так, словно вот-вот заплачет. Старшая, напротив, гордо позирует художнику для портрета.
По словам искусствоведа Эухении Горини-Эсмеральдо, портрет девочек возвращает зрителя к «внушительным портретам в полный рост, написанным Ван Дейком в XVII веке, в которых художник передаёт красками и нежностью тонов всю свежесть и откровенность. Девочки почти материализуются перед зрителем: одна, в голубом, с её тщеславием, а другая, в розовом, — с какой-то грустью в глазах, готовая расплакаться» .
Провенанс
Картина была написана в доме 66 на Авеню Монтень в Париже, где с 1873 года проживала семья банкиров и аристократов Каэн д’Анвер. Ренуара с заказчиком познакомил коллекционер Шарль Эфрусси , владелец и друг семьи (любовник супруги главы семейства). Граф заказал живописцу портреты трёх своих дочерей — старшей Ирен, средней Элизабет и младшей Алисы. Работа над портретом средней и младшей дочерей банкира заняла длительное время. До конца февраля 1881 года состоялось несколько сеансов позирования, после чего Ренуар уехал в Алжир . В письме от 4 марта 1881 года к Теодору Дюре он признался: «Я ушёл сразу после того, как закончил портрет девочек Каэн, и так устал, что даже не могу сказать, хороша картина или плоха» . Полотно, вместе с , участвовало в выставке Парижского салона 1881 года. Однако заказчик, судя по всему, остался недоволен портретом. За работу автору с задержкой в год была выплачена скромная сумма в 1500 франков , а саму картину поставили в крыле дома, где жила прислуга.
В 1900 году полотно было обнаружено дилерами Бернхайм-Жюнь в доме на в Париже, где его оставили прежние владельцы. В 1910—1913 годах картина демонстрировалась в в Париже . Затем портрет хранился в частном собрании в Монте-Карло , который продал его американскому коллекционеру . Магнат хранил картину в своей резиденции в Нью-Йорке. В 1952 году полотно было выставлено на аукцион в в Нью-Йорке . 7 июля того же года картину приобрёл Художественный музей Сан-Паулу на средства, пожертвованные его основателем .
Примечания
- ↑ Marques L. Catálogo do Museu de Arte de São Paulo Assis Chateaubriand: Arte Francesa e Escola de Paris : [ порт. ] . — São Paulo : Prêmio, 1998. — P. 124—141.
- Bardi P. M., . Museu de Arte de São Paulo Assis Chateaubriand. Catálogo – I França e Escola de Paris : [ порт. ] . — São Paulo : MASP, 1979. — P. 82.
- Duret Th. Histoire des peintres impressionnistes : [ фр. ] . — Paris : L’Espirit nouveau, 1922. — Vol. II. — P. 138.
- Exposition A. Renoir. Catálogo da Exposição. — Paris : Galeries Bernheim-Jeune et Fils, 1900. — P. n. 15.
- 2021-03-27
- 1