Interested Article - Мирдита (племя)
- 2021-12-11
- 2
Мирдита ( алб. Mirditë ) — это регион Северной Албании, территория которого является синонимом исторического албанского племени с тем же названием.
Этимология
Имя Мирдита происходит от легендарного предка по имени Мир Дити, от которого племя претендует на происхождение . Были представлены и другие альтернативные народные этимологии. Одна из них заключается в том, что Мирдита связана с арабскими терминами «марид», «марада» для обозначения мятежника, которые вошли в албанский язык через византийский (средневековый греческий) язык . Другая народная этимология связывает это слово с албанским приветствием «mirëdita», означающим привет, «добрый день» .
География
Исторически Мирдита была крупнейшим племенным регионом Албании с точки зрения географического распространения и численности населения . Область расположена в северной части Албании, и его границы традиционных племенных районах Пука (Бериша, Кабаши) на севере; нагорье Лежа (Вела, Bulgëri, Manatia, Крюезиу) на западе и юго-западе; на севере Албании прибрежная равнина Лежа и Задрима между реками Дрин и Мат на западе; реки Мат и регион Мат на юге и в акватории реки Черный Дрин на востоке . Традиционными районами и поселениями Мирдиты являются: Бисак, Блиништ, Брег, доч, Домджон, Фрегна, Годжан, Гомсикья, Грика-э-Джадрит, Джегджан, Качинар, Калор, Кашнджет-Кафтали, Кашнджет, Каливач, Каливарджа, Кимза, Киша-э-Арстит, Кортпула-Кафталли, Кортпула, Конай, Кушнен, Лумбардха, Месул, Мнела, ndërfana, Orosh, Qafa E Malit, Rras, Sukaxhia, Sërriqja, Shkoza, Spaç, Shëngjin, Tejkodra, Tuç, Ungrej, VIG, Vrith и Xhuxha .
Нынешний район Мирдита расположен в пределах племенной области Мирдита, в районе реки Малый и Большой Фан . Самым крупным городом и административным центром современного периода является Ррешен, и в этом районе существуют другие значительные поселения, такие как Рубик, Орош, Блиништ, Качинар, Каливас, Курбинеш, Перлат и Спас .
-
Гора Мунелла, Мирдита
-
Центр города в Ррешене, Мирдита
-
Собор в Ррешене, Мирдита
-
Долина реки Фана, Мирдита
-
A1 (автомагистраль, Албания) , или шоссе Дуррес-Косово, которое проходит через Мирдиту
История
Происхождение
Племя Мирдита утверждало, что происходит от легендарного предка по имени Мир Дити, сына Дита Мири и внука Мурра Дети, известного также как Мурр Деди . Братом Мир Дити был Зог Дити, предок племени Шоши, а племя Шала было потомком другого брата Марка Дити . Дети мужского пола Мир Дити, которые были Сканда (Skana), Буши, Кика и Лули (Luli), образовали ядро племенных единиц Кушнени, Ороши и Спачи в течение шестнадцатого века . В целом племя Мирдита было скорее федерацией различных племенных источников, причем не все фисы (клан или племя) претендовали на происхождение от общего мужского предка, хотя Кушнени, Ороши и Спачи действительно прослеживали свое происхождение в этих терминах . Местные традиции Мирдиты утверждают, что Дибри Байрак смешанный и имеет южно-албанское происхождение из региона Тоск .
Согласно устной истории племени, Мирдиты вместе с предками племен Шала и Шоши происходили из района горы Пуштрик (на современной границе Косово и Албании) и жили под властью болгарского вождя . В ранней истории Мирдиты существуют свидетельства православного влияния в том, что позднее было католическим племенем . Прибытие османов в этот регион подтолкнуло племена пуштриков к западному направлению гор . Во времена Скандербега около 1450 года и после того, как турки-османы захватили Шкодер, Мирдиты бежали на свою исконную родину и вернулись в 1750 году на свое нынешнее место .
Османский период
Слово Мирдита впервые упоминается как Мирдита в Османском документе 1571 года , а в отчете Марино Биззи племенное название появляется как Миридитти в 1610 году . В письме от 1621 года албанского епископа Петера Буди она записана как Мередита, в церковных отчетах Петра Мазреку (1634) — как Миредитта, епископа Бенедетто Орсини Рагузино (1642) — как Миридити и Пьетро Стефано Гаспари (1671) — как Миридити . В итальянской карте 1689 года картографа Джакомо Кантелли да Виньолы она отмечена как Миредити, а в церковном отчете 1703 года архиепископа Виченко Змаевича-как Мередита . Район Мирдита был также известен ранее под названием Ндерфандина, что означает землю между двумя реками Фан .
По сравнению с другими албанскими племенами военная организация Мирдиты была лучше развита, и они использовали свои силы для сопротивления вторжениям турок-османов и других в этом районе, а также для грабежей и набегов . В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века ими правил капедан (капитан) Пренк Льеш, который погиб, сражаясь с османами, и наследовал его сын Пренк Дода, который участвовал в войнах на стороне османов против греков, сражавшихся за независимость . Ему наследовал его младший брат Николла или Кола Дода, чьим дядей стал Льеш и Зи (черный Льеш), человек с репутацией храброго и жестокого . Льеш-и-Зи сражался вместе с Портой против греков, а позже, в 1830 году , поддержал Мустафу Бушати в его борьбе с Портой, помогая ему при осаде Шкодера до его захвата османами в ноябре 1831 года , которые сослали его в Янину . Его племянник Николла был назначен капеданом, и он участвовал в османских военных экспедициях против черногорцев, завоевывая восхищение и поддержку великого везира Решида Мехмед-паши который назначил его в императорский авангард в битве при Конье против египетских войск . Сыновья Льеши-и-Зи попытались совершить переворот, и Николла приказал убить их, что привело к кровной вражде внутри семьи . К 1860-м годам капедан Мирдиты был Биб Дода и столкнулся с трудностями с Османской империей из-за предполагаемого участия в восстании и из-за соплеменников, которые отказались признать его лидером после того, как он не заплатил им жалованье за участие в Крымской войне . Умирая в 1868 году , ему наследовал его юный сын Пренк Биб Дода .
-
Malet e Shënjtit (Святые горы) недалеко от Ороша
-
Церковь Святого Александра Ороша в 1903 году
-
Крестный ход в церкви Святого Александра в Ороше, Мирдита (1890-е годы)
-
Молодой человек из племени Мирдита у креста (1912)
-
Восстановленная новая церковь Ороша
В конце Османского периода все племя Мирдита было католическим, имело 2500 дворов и пять байрактаров (вождей) . Во время войны Мирдита могла мобилизовать до 5 000 иррегулярных войск . Общее собрание Мирдиты часто собиралось в Ороше для обсуждения важных вопросов, касающихся племени . Должность наследственного принца племени с титулом Пренк-Паша (принц-Лорд) занимала семья Йонмаркай . Помимо княжеского рода, францисканский аббат имел некоторое влияние среди племен Мирдиты . В санджаке Шкодера Мирдиты были яростно независимым и самым могущественным племенем провинции . Александр Дегран, французский консул, служивший в Шкодере в 1890-х годах, отмечал, что за последние двадцать лет в Ороше побывали только семь чужаков, причем один из них был османским вали (губернатором) санджака .
-
Женщины из племени Мирдита (1890-е годы)
-
Мужчины из племена Мирдита (1890-е годы)
-
Кулла (укрепленный башенный дом) в Перлате, Мирдита (1908)
-
Мирдита мужчины-проводники по горам и женщины-носильщики (1908)
Во время Пренк Биб Дода как наследственный вождь Мирдиты в середине апреля 1877 года поднял восстание против правительственного контроля. Султан отправил войска, чтобы подавить его . После восстания Дода был сослан, а после Младотурецкой революции (1908) был отпущен домой, где его возвращение было отпраздновано соплеменниками, и новое правительство ожидало, что он заручится поддержкой Мирдиты для младотурецкого режима . Во время албанского восстания 1910 года османские войска и их командующий Махмуд Шевкет-паша ненадолго посетил Мирдиту во время их более широкой кампании по подавлению восстания в регионе. Во время албанского восстания 1911 года Теренцио Точчи , итало-албанский юрист, который провел год с племенем, собрал вождей Мирдитов 26/27 апреля в Ороше и провозгласил независимость Албании, поднял флаг Албании и провозгласил Временное правительство. После того как османские войска вошли в этот район, чтобы подавить восстание, Токки бежал из османских владений, бросив свою деятельность .
Независимая Албания
Во время Балканских войн Албания стала независимой, и Мирдита была включена в состав новой страны . с надеждой претендовать на албанский престол оказал сильную поддержку правительству Исмаила Кемали во Влере . После Первой мировой войны Дода был убит в 1919 году недалеко от болот Лежа, и поскольку он был бездетен, родственник Марка Гьони претендовал на должность капедана . Многие вожди Мирдиты отказались признать его, и он не пользовался популярностью среди племени из-за проявленной во время войны трусости . К 1921 году Марка Гьони получил деньги из Белграда и восстал против нового «мусульманского» албанского правительства, а 17 июля 1921 года он провозгласил Республику Мирдита в Призрене на югославской территории . Признанная Грецией и поддержанная Югославией попытка государственного переворота была подавлена албанскими войсками 20 ноября 1921 года . Марка Гьони бежал в Югославию, откуда через некоторое время ему разрешили вернуться в Албанию, и в Мирдите несколько лет до своей смерти активно занимался местными делами
Его сын Гжон Маркаджони стал следующим капеданом и достиг взаимопонимания с албанским государством, позже получив видные правительственные министерства для руководства . Во время Второй мировой войны он сотрудничал с итальянскими, а затем немецкими вооруженными силами, оккупировавшими Албанию, и к 1944 году бежал в Италию. Его сын стал следующим капеданом и вместе со своими мирдитскими бойцами позже бежал в район Лума, продолжая антикоммунистическую борьбу . В начале 1946 года он был убит во сне своим зятем в надежде на отсрочку от коммунистических сил, которые, в свою очередь, были убиты братом Марка . Сын Марка, Гжон Маркаджони (1938—2003), провел свои годы в коммунистическом лагере для интернированных, как и другие члены семьи Гжонмаркай . С крахом коммунизма в Албании (1992) положение князя Мирдиты или капедана стало воспоминанием о давнем прошлом .
Этнография
Традиционно Мирдита состояла из трех байраков (кланов или племен): Кушнени, Ороши и Спачи, которые претендовали на происхождение от легендарного брата Шоши и Шалы . Будучи родственниками трех байраков, они не практиковали эндогамию с племенами Шоши и Шала и вместо этого вступали в брак с байраками Дибри и Фани. Вместе эти байраки Дибри, Фани, Кушнени, Ороши и Спачи составляли большую племенную единицу Мирдита . У племени Мирдита был флаг с белой рукой на красном фоне, а пять пальцев изображали байраков. В 1818 году байраки Охри-и-Вогель (Малый Охри), состоявшие из Бушкаши, Ктеллы и Селиты, отделились от племени Мат, расположенного к югу от Мирдиты, а четыре байрака из Рранзы, Манатии, Булгери и Велы из Лежанского нагорья . Всего после 1818 года племенной район Мирдита состоял из двенадцати байраков .
Во время оккупации Албании Первой мировой войной австро-венгерские власти провели первую достоверную перепись населения ( 1918 год ) этого района, и в Мирдите насчитывалось 2376 домашних хозяйств и 16 926 жителей .
Примечания
- , pp. 214, 222.
- ↑ , p. 214.
- ↑ , pp. 213, 219.
- ↑ , p. 213.
- ↑ , p. 219.
- ↑ , p. 222.
- , p. 240.
- , p. 221.
- ↑ , p. 227.
- ↑ , p. 228.
- ↑ , p. 32.
- , p. 40.
- , p. 160.
- Gawrych, George. (англ.) . — London: IB Tauris , 2006. — P. 186.. — ISBN 9781845112875 .
- ↑ , p. 232.
- , pp. 232–233.
- , p. 233.
- , pp. 233–234.
- ↑ , p. 234.
- Elsie, Robert. (англ.) . — I.B.Tauris , 2015. — P. 218. — ISBN 9780857739322 .
- 2021-12-11
- 2